Я — фермер

Он строил БАМ, а затем стал одним из первых советских фермеров.

Сегодня мы публикуем первый конкурсный материал. Его автор Михаил Петрович Уваров.

Он строил БАМ, а затем стал одним из первых советских фермеров. Его хозяйство находилось в Старом Сюльбане. О том, как развивалось хозяйство, и о чём мечтал его глава, Михаил Уваров рассказал читателям «Северной правды» в своём материале «Я – фермер!» ровно 29 лет назад, в сентябре 1990 года. А сегодня, спустя почти три десятилетия, крестьянско-фермерское хозяйство Уваровых – гордость Тамбовской области, куда семья переехала из Каларского района. Впрочем, всё по порядку. Итак, на дворе сентябрь 1990 года. Слово Михаилу Уварову.

Часть первая. Сон советского фермера

Снится мне сон: делает посадку вертолёт возле моей избушки, выходит оттуда представительный мужчина с большим портфелем и говорит:

– Вы землепользователь Уваров Михаил Петрович?

– Да! – говорю я.

– Я уполномоченный советской власти по обеспечению всем необходимым инвентарём для возделывания покосов и целинных земель. Вам что-нибудь нужно?

Я опешил, думаю, снится мне. Ущипнул себя, но бесполезно. Намахавшись литовкой да провозив весь день по кочкам мотокосил-ку, увы, не проснулся. Крепок сон советского фермера.

– Так вот, – говорю, – конечно, нужен трактор ДТ-75 «Казахстанец» со всеми к нему навесными орудиями и желательно, чтобы с бульдозером (нож впереди) и чтобы пониженная скорость была.

– Хорошо, – соглашается уполномоченный, записывая мои пожелания в папку, вытащенную из толстого портфеля.

– Вообще-то, мне много чего надо, – размышляю я.

– Назовите всё, что нужно, я для этого сюда и прилетел.

Ну, думаю, не жизнь, а сказка. Даже подумалось, может инопланетянин это?

– Так вот, – продолжаю, – скважину надо мне, так как вода далековато, вожу на машине в бочках из реки, наливаю бочку вёдрами.

– Хорошо, – говорит представитель власти. – Пока будут бурить скважину, я вам пришлю мотопомпу и ёмкость на колесах.

И спрашивает:

– А как вы сюда добираетесь?

– Молча, – говорю я, стиснув зубы, упираю ногой газ до полика, и ГАЗ-66, прыгая как козёл, успешно доскакивает до избы, а если попадает крупная яма и нога с газульки слетает, то приходится долго вытаскивать его «копыта» из болота.

– Да, – делится представитель, – есть у нас фонды на это дело, поможем. Асфальта, конечно, не будет, но мостики и насыпь в плохих местах сделаем! Сегодня подумайте вечером, что вам ещё нужно, вплоть до мелочей, составьте список, завтра в это же время я прилечу снова. До свидания!

Откланявшись, сел в вертолёт. Взревев всеми своими лошадиными силами, вертолёт взлетел. И тут я проснулся – ревела моя корова Зорька в загоне. Сон кончился.

Часть вторая. Явь советского фермера

Михаил Уваров
Михаил Уваров

Поднявшись и еле протерев глаза, накинул корове на рога верёвку и потащил её на луга пастись. По дороге она, упрямо останавливаясь, щипала траву, но я ещё упрямее тащил её на буксире. Отпустить нельзя – кругом огороды без изгородей. В деревне держать корову стало небезопасно, отпустили её раз в начале июня – отбили ей жердиной здоровье. Вот на лекарственных травах здесь одыбала моя Зорька, даже сопротивление оказывает, когда её тащу.

Привёл всё-таки. Привязал к колышку. Таскай на здоровье – зато в безопасности, здесь жердиной по рёбрам не ударят, я рядом литовкой махаю, могу чего ради и скосить пакостника. Мотокосилка и мотоблок с косилкой рядом перекуривают. Накосили они мне пять тонн и баста, не хотят по кочкам косить, говорят «Коси сам». Вот и кошу, поёт, посвистывает литовочка до обеда, после обеда поскрипывают грабли по кочке, шуршат вилы в сене. Не жизнь, а малина!

Как вспомню сон, аж жить не хочется. Где же вы люди, ответственные за прокорм моих соотечественников? Когда вы перестанете летать мимо моей грешной вымокшей заросшей пашни? Когда опуститесь и скажете как во сне: «Вам ничего не нужно, дорогой товарищ?»

Я официально заявляю, что свою семью прокормлю и соседей, и для тех, кто мне оказывает помощь, моей продукции хватит, но не больше.

Можно накормить людей и картошкой, и огурцами, и помидорами, и морковью, даже турнепсом, кстати, давно забытым. Говорят, он для скота. Плюньте тому в глаза, кто это скажет. Сам ем, три сына моих хряпают его за милую душу, жене тоже нравится. Сочный, крепкий, сочетание репы, редиски и свеклы. Но для этого нужна техника, не облигация на трактор через три года, а техника – сегодня, сейчас, сию же минуту, если наш народ хочет есть всё натуральное, без гербицидов и всяких там прочих бяк.

Награды Михаила УвароваМожет и не выживу здесь, на Старом Сюльбане, но задумайтесь о том, что земле нужен хозяин – не колхоз, не совхоз, а ОДИН хозяин со своей семьёй. Здесь может быть только одна проблема – распад семьи. Воспитание детей при нашем деле – лучше не придумаешь. За это лето мой сын Женя (ему 10 лет) научился многому, даже возит на ГАЗ-66 сено на волокушке к зароду. А его сверстники бьют баклуши по посёлку в это время.

Если не помогать таким, как я, заглохнет это начинание в корне, люди видят, как у меня идёт дело. Трудно со всем. И глядя на мое хозяйство – без выходных-проходных, без нужной техники – ни за что не возьмут себе землю.

…Побольше бы таких, кто болеет за наше дело. Можно ведь больше продать населению сельскохозяйственной продукции. Чем больше её будет, тем ниже будут цены, я уверен в этом.

Приглашаю районную власть не прилететь, а хотя бы приехать в Куанду на поезде. Я встречу и довезу до своего участка, пожертвую один день, чтобы посмотрели, убедились, что можно взять с этой богом забытой земли, которую мне отвели. Сколько можно прокормить семей, если по-хозяйски, наконец, подойти к ней не с примитивными мотоблоками, граблями и лопатой, а с современной техникой.

М. УВАРОВ, фермер, место Старый Сюльбан, п. Куанда

Вместо эпилога

Мы перезвонили на Тамбовщину, где обосновались после переезда из Каларского района Уваровы. И узнали, чем живут бамовцы сегодня.

Оказалось, что фермерской деятельностью Михаил Петрович занялся сразу по возвращении на родину. Уезжал романтиком, романтиком и вернулся, решив заняться сельхозпроизводством в трудные 90-е. Вместе с женой и тремя сыновьями, двое из которых были совсем ещё малышами, начал обрабатывать 17 га земли, выделенных ему районом. А начиналась их жизнь на Тамбовщине в ангаре размером два на полтора метра. В течение года он был домом для хозяина фермы и его жены. Сюда еле помещалась кровать. Жили здесь и зимой, но, говорят, не замерзали и не болели. Любовь грела. А ещё через год построили баню и переселились сюда. Параллельно начали возводить первый дом. Сыновья и приёмная дочка, став взрослыми и обзаведясь собственными семьями, остались жить рядом с родителями. И в некогда переставшей существовать деревне появилась улица из пяти домов – каждому сыну с семьей по дому. Так и живут они вместе, дружно, стараясь во всем обходиться собственными силами и не особо рассчитывая на чью-либо помощь. Уже построили дом внуку, который заканчивает 11-й класс. Он обещал выучиться на агронома. За годы, прошедшие с тех пор, владения Уваровых заметно изменились. Во-первых, стали больше – сегодня в фермерском хозяйстве уже 1200 га земли. Есть помещения для хранения урожая, зерносушилка, помещения для хранения техники, сараи для скота, столярный цех и компактная пекарня, на которой Уваровы выпекают хлеб не только для собственных нужд, но и для продажи в окрестных сёлах. Секрет успешной и стабильной работы КФХ «Уваровых» кроется в его названии. Никого со стороны, только члены семьи, а их семнадцать человек. Трое сыновей: Евгений, Пётр и Дмитрий. Старший – бухгалтер, средний и младший – механики. Они и продолжают дело отца. Двоюродный брат Михаила женился на племяннице его жены и сделал семейный клан ещё сильнее.

Семья фермера Михаила Уварова
Семья фермера Михаила Уварова

– Внуку 11 лет, уже на парах работал на 150-м, Женины двое – Настя и Катя – в 11-м классе и в 9-м, они уже на сортировке работали, мы уже почти не нанимаем никого, – рассказывает Михаил Петрович. – На технику чужих не сажаем, мы это уже прошли, потому что меньше ломаться стала и больше делает.

Слесарная мастерская – рай для техники, которую предыдущие хозяева списали. Из чермета может родиться, например, снегоуборочная машина. Детали вытачивает глава КФХ Михаил Уваров – токарь по образованию.

Недавно один из сыновей Евгений Уваров организовал своё крестьянское хозяйство. Молочно-товарная ферма на 100 фуражных коров уже построена. И здесь ждут прибытия ста племенных нетелей. Достоинств на МТФ действительно более чем достаточно. Чего стоит, к примеру, большой компьютерный мониторинг. На каждую бурёнку здешней фермы будет надет ошейник со специальными датчиками. Они, подавая сигналы в главный компьютер, будут сообщать о корове всю информацию: где она находится в данный момент, каков её удой, вес и т.д.

– Покупаем только соль и чай: мёд свой, всё своё. Если нужен совет, как развивать сельское хозяйство в России, пусть ко мне приедет министр сельского хозяйства, мы с ним чайку пять-шесть часов попьём, обо всём поговорим, – улыбается Михаил Петрович. – Наша семья продовольственную безопасность обеспечивает достойно, на все 100%, – подытожил наш разговор глава КФХ.

И в канун юбилея – 30-летия создания хозяйства – мы шлём большой и дружной семье Уваровых наши поздравления, пожелания добра и удачи и, конечно же, экземпляр «Северной правды».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять