Ещё совсем недавно личное подсобное хозяйство на селе было делом обычным. Скорее исключением выглядели те семьи, у которых не было коровы, куриц, огорода. Сейчас, когда молоко заказывают через маркетплейсы, а за овощами идут в магазины, феноменами стали те, кто держит животинку.
В Кюсть-Кемде лишь в двух дворах по-прежнему слышится мычанье коров. Легко ли сейчас держать хозяйство и что даёт силы в этом хлопотном деле?
Старожилы села рассказывают, что во времена строительства Байкало-Амурской магистрали сельское хозяйство в Кюсть-Кемде кормило весь Каларский район. Переехавшая из Сретенска Галина Даниловна Литвинцева вспоминает:
– Мы с мужем Сергеем в Кюсть-Кемде живём с 1977 года. Он работал мастером-строителем, я до 1988 года была в совхозе заведующей складом, потом ушла в Госстрах, оттуда вышла на пенсию. Здесь был очень сильный совхоз «Чарский», который занимался животноводством и растениеводством. Была ферма на 1000 голов. Флягами возили сметану на продажу. Кроме этого, выращивали чернобурых лис, шкурки отправляли на экспорт. На полях росли картофель, морковь, турнепс. Каждая семья и своё хозяйство имела. У нас тоже было большое: до 13 голов доходило, три дойных коровы, свиньи, курицы. Совхоз с кормами помогал. На нашей маленькой улице всего семь домов, и у всех были коровы. Более 40 лет мы занимались хозяйством. Управлялись сами, вдвоём с мужем, дети помогали. Но нам уже по 75 лет, здоровье не то, и два года назад мы отказались от хозяйства. Когда были молодыми, всё было легко, всё нравилось. Если человек трудится от души, любит животных, тогда получается всё, трудностей не замечаешь.
Именно так, с душой, рассказывает о ежедневном труде без отпуска и выходных на личном подсобном хозяйстве Татьяна Калашникова. Вместе с мужем они управляются и с дойными коровами, и с телятами, и с покосами, и огородом уже более 20 лет.
– Мама хозяйство держала, поэтому для меня всё знакомо, к крестьянскому труду приучена. Что не знала, на собственных ошибках выучилась. А что в деревне ещё делать? Утром встанешь, начинаешь коров кормить, доить, чистить, убирать. Они у меня умные, всё понимают, знают своё место. Сами приходят со свободного выпаса домой, я не ищу их. Каждая со своим характером: одна спокойная, добрая, степенная, зато вторая – драчунья, – с улыбкой рассказывает Татьяна.
По её словам, пришлось приспосабливаться к особенностям северного климата: когда летом заедает гнус и мошка не даёт пастись, коровы гуляют по ночам. А днём сидят дома.
У каждой бурёнки есть свой паспорт, за их здоровьем следит специалист ветстанции, все прививки – по графику.
– Как на большой земле, коровы не дают столько молока, не ношу его вёдрами, но нам хватает и для еды, и для телят. Ещё сметану и творог делаю. Излишки продаю. Желающих купить натуральный продукт много, берут с удовольствием, потому что вкусно! Приезжают из Новой Чары. Бывает, что не успеваю подоить, тут же забирают. Молодёжь-то совсем вкуса натурального молока не знает, только магазинное, – делится Татьяна Калашникова.
Она признаётся, что подсобное хозяйство – это ежедневная рутинная работа без выходных и праздников. Перед телевизором не посидишь! Животные требуют заботы и внимания. А ведь нужно не только вовремя накормить и подоить. Нужно заготовить сено, купить комбикорм, а он сейчас стоит недёшево. На весну заготовить «зелёнки», чтобы обеспечить рогатое хозяйство витаминами. Приготовить для своих питомцев вкусняшки. Это тоже только натуральные добавки: морковная и свекольная ботва, картошка, а ещё кабачки.
– Их в этом году выросло так много, что целую «поленницу» сложила. И картошка уродилась хорошая, – говорит хозяйка.
Немало времени нужно, чтобы ухаживать за огородом. Если приложить силы и терпение, и в наших суровых условиях можно вырастить всё: помидоры, огурцы, редиску, тыкву, капусту.
– А кто не ленится, у того и малина даёт урожай, и розы цветут, – утверждает Татьяна и приводит в пример семью Сухановых, которые уже более 30 лет занимаются подсобным хозяйством.
На мой вопрос «Что силы даёт?» и Галина Литвинцева, и Татьяна Калашникова отвечают: «Любовь к животным, желание растить детей на натуральных продуктах». Татьяна Калашникова добавляет: «Пока есть силы, будем этим заниматься. Хозяйство, огород – это движение, а оно, как известно, жизнь».
Мои героини не раз в разговоре сетуют, что личное подсобное хозяйство сегодня – дело хлопотное: корма для животных дорогие, поля для покосов запущены, опять же логистика Каларского округа неудобная, чтобы продавать излишки. Получается, для большинства каларцев сельский бизнес остаётся неинтересным, потому что требует больших физических сил, затрат, поддержки родных. Только, пожалуй, моральное удовлетворение от осознания того, что вот оно, простое деревенское счастье.
Кажется, что пока, даже на волне интереса к правильному питанию, образ харизматичного фермера для нас, жителей севера Забайкалья, не стал привлекательнее.