Северяне приоткрыли сундуки с сокровищами

В Улан-Удэ прошёл XI Межрегиональный смотр деятельности этнокультурных центров малых северных народов Сибири и Дальнего Востока.

Себя показать, других посмотреть в столицу Бурятии Улан-Удэ приехали делегации из Сахалинской и Магаданской областей, Якутии, Тувы, из Алтайского края, Иркутской области. В большом Больдере, или «встрече» по-эвенкийски, приняли участие делегации северных районов Республики Бурятии. Гостями и участниками праздника были забайкальские эвенки; своих делегатов – руководителей эвенкийских культурных центров, мастериц по пошиву национальной одежды и изготовлению сувениров и самодеятельных артистов – отправили три северных района: Тунгиро-Олёкминский, Тунгокоченский и Каларский.

Участники этой, уже ставшей традиционной, одиннадцатой по счёту встречи собрались за круглым столом и первым делом обсудили проблемы сохранения, возрождения и развития культуры коренных малочисленных народов, поделились опытом своей работы. Разговор получился жарким и не вместился в отведённое время. Каждому спикеру хотелось рассказать о проектах своего национального культурного центра, о тех идеях, что ещё хранятся в сундуках и ждут своего часа. Так, алтайцы привезли сборники алтайских сказок и методические пособия по развитию ремёсел, изданные своим этническим культурным центром. Тувинцы поделились тем, что начали оформлять уголки родной природы и знакомить воспитанников детских садов и учеников начальной школы с предметами быта кочевников-оленеводов – именно в детские годы формируется любовь к своей малой родине, и это чувство человек потом проносит через всю свою жизнь. Сахалинцы готовы были поделиться техникой выделки рыбьей кожи. Баунтовские эвенки из Бурятии рассказали о направлениях работы своего этнокультурного центра. Прежде всего они стремятся дать в руки профессию сегодняшним мальчишкам и девчонкам. Здесь, на своей северной баунтовской земле. Учат их выделывать шкуры животных, шить меховые шапки и обувь – это ремесло всегда в цене. Сотрудники этнического центра вместе со своими юными помощниками собирают кухонные рецепты бабушек и дедушек, а после готовят эвенкийские блюда и угощают ими багдаринцев – жителей районного центра, которые приходят к ним в этнокультурный центр на званые обеды всей семьёй; приглашают и заезжих гостей, желающих познакомиться с национальной кухней и культурой эвенков.

Было чем похвастать и забайкальским эвенкам. Виктория Гарпонеева, руководитель эвенкийского культурного этнического центра села Верх-Усугли Тунгокоченского района, рассказала, что их «фишка» – это гостевой эвенкийский чум, который они выставляют на различных краевых забайкальских фестивалях. Внутри чума представлена утварь кочевых оленьих пастухов. А гостей чума угощают эвенкийскими лепёшками – с пылу, с жару, которые пекут тут же на походной печке, потчуют похлёбкой из оленины, строганиной тайменя… Гости чума, без преувеличения, «заболевают» Севером, и после многие из них(!) охотно изучают и продвигают культуру северного этноса. Становятся северянами – не по крови, по духу!

Галина Антоновская, директор досугового центра из села Тупик Тунгиро-Олёкминского района, привезла на этнический форум часть своей коллекции современной эвенкийской одежды, что сохраняет национальный колорит и в то же время открывает простор фантазии, современным мотивам. Одна из её землячек, Кристина Пичуева, студентка краевого училища культуры, открыла выставку сувениров в наряде Хозяйки северной тайги (дизайнер Г. Антоновская), и посетители «Улицы Добра», где разместились экспозиции северных этносов, не могли оторвать взгляда от девушки, укутанной в летящие шелка, переливающиеся всеми оттенками зелени.

Чарский этнокультурный центр представил коллекцию сувениров, где господствовала северная матрёшка. Кукол в национальной кухлянке посетители выставки сувениров и прикладного искусства раскупили за считанные часы.

А за кулисами праздника во время неформальных встреч шла не менее жаркая дискуссия. Малые коренные северные народы обижает сложившийся в прессе и перекочевавший оттуда в массы стереотип, что северные

этносы горазды петь и танцевать или «фестивалить». А вот большие, серьёзные дела творят пришлые на их земле люди – горняки, золотодобытчики, лесопользователи… Работники культуры были готовы оспорить этот стереотип.

Северные народы очень музыкальны и пластичны, спору нет. Их фольклорные танцевальные и песенные номера не могут не разбередить душу. В песнях и музыке можно услышать перезвон весенних ручьёв, грозный рокот моря и шум тайги, пересвист птиц, а в узорах на национальных нарядах разглядеть силуэты северных гор и очертания рогов оленя. Их музыкальное и художественное наследие надо изучать и делать доступным всему миру… Но они и труженики, каких ещё поискать. Пасут стада домашних оленей, оберегают домашних животных: летом – от комаров и оводов, во все времена года – от клыков хищных зверей. Они отличные охотники (до сих пор многие звероловы могут с большого расстояния попасть в глаз белке, чтобы не испортить шкурку) и искусные рыбаки… Среди северных народов давно выросли собственные национальные кадры. Есть свои работники культуры, врачи, учителя.

И в наши дни молодые девушки и юноши из северных эвенкийских районов уезжают учиться в вузы и колледжи Читы, Улан-Удэ, в Москву и северную столицу России Санкт-Петербург. Но вот получив диплом об образовании, мало кто из них возвращается в родные края.

О том, как привлечь молодых специалистов на Север также шёл разговор на смотре национальных эвенкийских этнических центров. Возможно, совместный мозговой штурм поможет решить эту проблему.

Участники разговора единодушно признали, что и им пора менять формы работы: уходить от досуговой деятельности в чистом виде, отдавать приоритет культурно-просветительским проектам.

Нина Коледнева

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять