Каларские женщины на передовой котельной промышленности  0+

В современном мире женщины активно занимают позиции в самых разных сферах деятельности, включая те, которые традиционно считались «мужскими». Многие из этих профессий требуют не только физической силы, но и высокой квалификации, стойкости и умения справляться со стрессовыми ситуациями.

Нелёгкие профессии для женщин – это не просто работа, а возможность продемонстрировать свои способности, преодолеть стереотипы и вдохновить других. Каждая из этих профессий требует мужества, упорства и готовности к вызовам. Женщины, выбирая такие пути, не только строят успешную карьеру, но и меняют представление о гендерных ролях в обществе. Сегодня мы бы хотели рассказать о тех представительницах прекрасного пола, которые работают на котельной. Согласитесь, это одна из тех профессий, которые традиционно считаются мужскими. Однако всё больше женщин выбирают этот путь, прео­долевая стереотипы и показывая, что способны справляться с любыми трудностями.

Многие женщины в то время помогали строить БАМ, выполняли самую разную работу, а ведь это тоже тяжёлый труд. Кстати, в этом году в посёлке Куанда отпраздновали 40-летие «золотой» стыковки БАМа. Наши героини, как никто другой, были причастны к этому, потому что происходило это на их глазах. О трудностях работы, «золотой» стыковке и просто о жизни я поговорила с жительницами Куанды.

23-летняя Елена Фролова приехала в Куанду в октябре 1984-го, изначально – к сестре в гости, а получилось, что осталась на всю жизнь. Когда произошла «золотая» стыковка, её в посёлке не было, так как уехала в Казахстан увольняться. Вернувшись сюда, начала работать бухгалтером.

«Непосредственно участие в строительстве я, конечно, не принимала, но работала бухгалтером, также по объектам ходила, на субботники. Нас вывозили на участок к лесорубам, мы там им помогали. Кроме того, я ещё была секретарём комсомольской организации «Самстроя». Несколько раз в Тынду ездила на слёты, на конференции в 1987 году. Была секретарём комсомольской организации ССМП «УзБАМстрой». В1987 году была делегатом Областного XIX съезда ВЛКСМ в городе Чите», – вспоминает Елена Фролова.

До работы в котельной она успела сменить несколько сфер деятельности, работала сторожем на пилораме, нянечкой в детском саду и даже дворником. Уже потом, по стечению обстоятельств, в июле 1997 года жизнь привела Елену Ильиничну на работу совершенно в другую сферу. В котельной она сначала была уборщицей производственных помещений, потом бункеровщиком. Сама Елена говорит:

«Тогда было тяжело работать, но надо. 21 год я отдала этой работе, потом перешла в комнаты отдыха локомотивных бригад на станцию. Я бы до сих пор там работала, но, к сожалению, у меня проблемы со здоровьем. Работа бункеровщика, конечно, не из лёгких. Мы занимались углеподачей, загружали уголь в бункеры котлов, но автоматизация всё же облегчала наш труд. Сложнее был процесс уборки, например после закачки необходимо было помыть подъёмы и приходилось сгонять воду вениками из-под бункеров, вот это было тяжелее. И ещё вспоминается, что иногда приходилось на коленках лазить под бункерами. Весь порядок на котельной обеспечивали женщины: мы мыли подъёмы, таскали грязь с химреагентами, мыли под бункерами на нулевой отметке, белили и красили котельную сами. Благодаря нашему женскому труду котельная всегда считалась образцовой, она была на хорошем счёту».

Многие считают, что на котельной женщинам не место, Елена справлялась со своей работой, всё делала, по её словам, на совесть, никогда не отлынивала. Ещё и коллектив сыграл важную роль, все приходили на помощь друг другу, никогда не оставляли в беде.

«Человек, работающий в этой сфере, должен обладать выносливостью, терпением, должен уметь поддержать товарища в трудную минуту. Кстати, на котельной у нас был очень хороший, сплочённый и дружный коллектив. Мы сообща выезжали отдыхать на природу, проводили утренники для своих детей, организовывали очень интересные вечера для самих себя. Жили мы, конечно, интересно, весело, дружно, но если у кого-то случалась беда, мы, естественно, всегда все приходили на помощь, хороший был коллектив, как единая семья».

У Елены Ильиничны никогда не было мысли всё бросить и уйти, она знала, что нужно работать, но и личную жизнь упускать тоже не хотелось, приходилось совмещать.

«Конечно, совмещать работу и семью было нелегко, потому что были ночные смены. Дети тогда ещё были маленькие, учились в школе. Надо было проконтролировать, сделали ли они домашнее задание, не проспали ли в школу. Видите, это сейчас хорошо, есть сотовые телефоны, интернет, но тогда этого не было, поэтому, конечно, переживала за детей, да и после смены надо было заниматься домашними делами. Бывало такое, что и отдохнуть некогда было, но ничего, мы всё вынесли и пережили».

Эти невероятные истории – наши примеры. На них держалось абсолютно всё – что на работе, что дома. Вот ещё одна история – Валентины Аргуновой. В 1977 году устроилась в Чаре на работу на аэрологическую станцию, там она следила за погодой, сводку подавала по трассе Читинского участка. В Куанду её семья переехала в 1985 году, тогда строился постоянный посёлок. Валентина – местная, родом из Нелят. Ей очень нравилось, что в наш край пришла цивилизация, хотя местные жители были не очень рады, так как тут жили охотники и рыбаки, и там, где пролегла трасса, находились их охотничьи участки. У неё отец был штатный охотник, в трудовой было только две записи: принят на работу штатным охотником и уволен в связи с уходом на пенсию. Она рада, что построили БАМ, дети выросли в Куанде и по сей день работают на железной дороге. Устроилась она на котельную 30 июня 1995 года. Работа была очень тяжёлая, но, возможно, именно она ещё больше закалила её. По словам Валентины Леонидовны:

«деваться было некуда. Там, скорее всего, нужно было бы мужчинам работать, но почему-то у нас были одни женщины. Мы практически не отходили от котлов. Мы кидали и кидали, а особенно зимой, когда морозы, представьте, женщины всю ночь стояли с лопатами около котлов и бросали этот уголь. Утром мы были похожи на негров, блестели только глаза и зубы. Было тяжело выносить всё это, но что делать?! У меня трое детей, в магазинах ничего не было, жили только на гуманитарных продуктах. Я думаю, что ещё бы долго там работала, но подруга устроилась на работу в новую котельную, она меня и переманила».

Подруга договорилась с начальником Виктором Сокольским, и он позвал её на работу. Но Валентина не спешила уходить с прежнего места, говорит, что всё-таки сдружилась с коллективом, ко всему уже привыкла. Уже позже, всё взвесив, она приняла решение уйти.

«Я перешла туда бункеровщиком. Здесь работа, конечно, по сравнению с той, прекрасная, так как уголь подаётся конвейе­ром, а ты просто наблюдаешь. Но хочу отметить, что тут нужна внимательность. Конечно, ответственная работа, потому что всё-таки конвейер – это дело серьёзное. У меня всегда начальник спрашивал: ну, как вам работа? Я отвечала, что мне нравится, и это так и было. Меня начальник хотел перевести на машиниста, но нет, я влюбилась в свою профессию и горжусь ей. Никуда, конечно, уходить не хочется. Мы все между собой связаны: бульдозеристы, слесари, машинисты, кочегары. У нас очень дружная команда, работаем по сменам. Летом мы занимаемся ремонтами, ну и, конечно, воду горячую людям подаём. А потом, как-то незаметно для меня, дети выросли и отработала я практически 30 лет».

Ирина Гладких приехала в Куанду в январе 1983 года, здесь же она вышла замуж, в этом же году у них родился сын. Всей семьёй они были на стыковке БАМа. «Я всё видела. Ой, вы не представляете, сколько репортёров приезжало, столько было народу. Конечно, я была и присутствовала на этом празднике». В такие радостные моменты были свои сложности, но Ирина не сомневалась, что она всё потянет. В 1994 году её устроила на котельную подруга Рая Андреева, в то время Ирине Павловне было 34 года.

«Работа у нас заключается в закачке угля. На котельной тогда много чистили колодцы от угольной грязи, вручную вёдрами заполняли грязь. Тогда, конечно, было очень трудно, но постепенно со временем нам облегчили работу. Сейчас тачками вытаскиваем, вытяжки у нас все работают, бульдозер нам подаёт уголь в бункер. Мы обслуживаем именно подачу угля в котёл. У нас принимаются меры для поддержки женщин, если нам что-то устранить или отремонтировать, начальство всегда идёт нам навстречу».

Рабочий день у Ирины и её коллег состоит из закачек угля, уборки подъёмов и территории на котельной. Когда к ним приезжает начальство из Читы или Чары, всегда говорят, что в Куанде самая чистая котельная.

«И я скажу, что работу я свою очень люблю, никогда не задумывалась её менять. 1 октября будет 30 лет, как я отработала, совмещая семью, личную жизнь и работу. Мне она никогда не мешала, ведь если ты любишь то, чем занимаешься, то тебе это будет только в радость».


Кто-то уже не работает, а кто-то до сих пор трудится на благо людей на Куандинском участке ООО «Тепловодоканал». Да, работа на котельной – это нелёгкий путь, который требует мужества, упорства и профессионализма. Женщины, выбирающие эту профессию, сталкиваются с разно­образными трудностями, но также получают возможность испытать чувство достижения и удовлетворения от своей любимой работы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять