«Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»
«Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков
Чёрные бананы, подгнившие персики, помятые перцы – эту картину каларцы не раз наблюдали, зайдя в некоторые торговые точки Новой Чары. Можно ли такое продавать? И есть ли наказание для продавцов, которые кормят своих покупателей гнилью?
Фруктовый сезон в нашем районе короткий. И так хочется полакомиться вкусными персиками, побаловать детей сладкими абрикосами, спелой клубникой. Но мало того, что цена за килограмм на них заоблачная, так ещё в коробках и ящиках лежат подгнившие фрукты.
– Особенно часто это можно наблюдать у продавцов фруктов и овощей. Обратила внимание, насколько небрежно предприниматели относятся к реализуемым продуктам: в ящиках лежат свежие овощи и фрукты вместе с, мягко говоря, вообще не свежими. Там и плесень, и гниль! И рядом с продуктами лежат непродовольственные товары. О каком товарном соседстве можно вообще говорить?! – с отвращением рассказала Дарья К.
Как добросовестный покупатель, она делала замечание продавцам и просила убрать испорченные продукты. Нормально отреагировали не все торговцы.
Редакция газеты направила запрос в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю с просьбой разъяснить, кто должен следить за безопасностью плодоовощной продукции в торговых точках и несёт ли ответственность предприниматель за продажу гнили.
Временно исполняющая обязанности руководителя управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Динара Ульданова пояснила:
«Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению».
Но как заставить недобросовестного предпринимателя исполнять предписанные ему законом нормы? Очевидно, что только в том случае, если будут выявлены нарушения во время проверок контролирующими органами. Однако в настоящее время, как отметили в Управлении Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, периодичность проверок контролируемых лиц зависит от категории риска объекта, а также поступления информации, которая может служить основанием для согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки.
Категория риска определяется по специальной методике. В отношении объектов контроля, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. А внеплановые проверки возможны только после согласования с прокуратурой, и то если будет соответствующее обращение от граждан на вопиющие случаи (например, массового отравления при употреблении некондиционных фруктов).
Для недобросовестных предпринимателей и продавцов предусмотрены штрафы по ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возможно наложение штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей. При причинении вреда жизни или здоровью граждан сумма штрафов увеличивается: для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц – от трёхсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Другое дело, что право каждого потребителя отказаться от приобретения товара с душком. А если в пакете с хорошими овощами и фруктами уже дома обнаружили явную «некондицию», можно и даже нужно её вернуть. На этот случай Роспотребнадзор дал такое пояснение: «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе в том числе и отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».
В супермаркетах больших городов, где возникают такие ситуации, администраторы магазинов, как правило, легко идут на контакт с покупателем и без лишнего шума производят замену некачественного или просроченного товара, ну или возвращают деньги. Слишком высока конкуренция и не хочется рисковать репутацией торговой точки.
Очень хочется, чтобы и у нас в округе предприниматели дорожили каждым покупателем. А мы, потребители, уважали себя и не мирились с откровенной наглостью тех, кто хочет за наш счёт набить свой карман. Фруктов и овощей, как и других продуктов, второй свежести не бывает.