Дорога вдоль магистрали

Байкало-Амурская магистраль. Составы мчатся через Сибирь до берегов Тихого океана по рельсам, мостам, тоннелям и прочим дорожным сооружениям. Но чтобы все эти сооружения появились в непролазной тайге и горах, для начала нужен был путь поскромнее – автомобильный, чтобы по нему и завезти на стройку века всё необходимое. В преддверии Дня шофёра наш рассказ о судьбе одного из тружеников автомобильных трасс БАМа – Николая Анатольевича Брежнева.

Увольняйся и приходи к нам!

В семидесятых Николай работал в Бурятии – водителем в Итанцинском леспромхозе. Вся страна в то время буквально жила великой стройкой БАМа – не был исключением и наш герой. Ни на что не надеясь, шофёр заглянул в контору «Бамтоннельстроя», где с ним состоялось удивительно короткое и результативное собеседование. Изучив документы и справившись о профессиональных навыках, ему заявили просто и ясно (Николай Анатольевич дословно помнит эти слова):

– Увольняйся с нынешней работы и приходи к нам! Сам выберешь технику, и… на БАМ!

Естественно, молодой человек поступил так, как ему и порекомендовали. Вскоре он уже вёз первый груз на север – туда, где ещё только угадывались очертания будущей магистрали.

Проверенные друзья

Здесь же, в полной приключений работе таёжного дальнобойщика, у Николая появились первые бамовские друзья: люди, прошедшие с ним все огни и воды, – в прямом и переносном смысле. Пожалуй, самым главным из них стал Сергей Савельевич Сониев. Сониев первым на БАМе научился водить полуприцеп на грузовике с одним ведущим мостом. Но задолго до этого на трассе приключился следующий случай. Машина Сергея никак не могла преодолеть перевал: груз оказался слишком тяжёлым. Тут-то и пришёл на помощь Николай Брежнев, взявший на буксир автомобиль Сергея. Так познакомились будущие друзья. Не разлучили их и расстояния: когда количество машин «Бамтоннельстроя» превысило тысячу, автобазу разделили на Северомуйское и Северобайкальское подразделения. Сергей оказался в северобайкальском предприятии, а Николая распределили в Северомуйск. Северомуйское подразделение «Бамтоннельстроя» было ориентировано на восточный участок магистрали. Тем не менее, трассы и маршруты подчас оказывались общими, и водители, особенно дальнобойщики, встречались часто и хорошо знали друг друга. И до сих пор идут по жизни два друга, как два брата.

По зову сердца

Николая Брежнева манили полные тревог странствия. Как признаётся сам Николай Анатольевич, шёл в рейсы по зову сердца. Но что его ожидало за воротами автобазы? «Тайга. Когда вокруг на сотни километ­ров – ни души, в непредвиденном случае у тебя есть всего пара минут, чтобы решить, как поступить дальше. От решения зависела и судьба груза и техники, и, иног­да, твоя собственная судьба», – вспоминает Н.А. Брежнев. Многие шофёры увольнялись после пары таких рейсов, но для нашего героя они стали родной стихией. «Ведь дорога – это не только труд и опасность, но ещё и дружба, взаимовыручка, романтика, в конце концов!» – рассуждает Николай Анатольевич.

Такую нелёгкую и тревожную работу наш герой не согласился бы променять ни на какой комфорт. Впрочем, один такой прецедент всё же имел место. Как-то раз Николаю за его трудовые успехи предложили пересесть с отечественного грузовика на новенький «Магирус» и работать по месту – курсировать от карьера до стройплощадки. Но такая жизнь вскоре наскучила – вновь с тоской вспоминались необъятные просторы земли сибирской, горные перевалы, заснеженные зимники…

Ко всеобщему удивлению Брежнев отправился в контору и отдал свой «Магирус» другому водителю, вновь пересев на проверенный и ставший родным КрАЗ. Ещё более поразительным решение Николая выглядело на фоне следующего случая. Одного из водителей в качестве взыскания пересадили с импортной техники как раз на изделие Кременчугского автозавода. Но провинившийся шофёр замахал руками и бросил начальству: «Лучше в тюрьму сажайте – только не на КрАЗ!». Для Николая же грузовик этой марки стал первой машиной на БАМе. Своими руками он починил и привёл в порядок технику, на которой проработал первые годы стройки. Этот опыт и стал лучшей школой для будущего специалиста, которому впоследствии доверяли самые ответственные задания.

Дело государственной важности

Главным из таких поручений можно назвать транспортировку проходческого комплекса для строительства тоннелей. Не секрет, что оборудование такого плана – уникальное и, само собой разумеется, очень недешёвое. Тот комплекс, о котором идёт речь, предназначался для Северомуйского тоннеля и изготавливался за рубежом. Основным узлом громадного механизма был ротор, которым комплекс должен был вгрызаться в гранит, прокладывая путь сквозь толщу гор. Николай Анатольевич вспоминает: «Мне дали трал и поставили задачу доставить этот ротор из Кунермы до Северо­муйска. К важному грузу приставили большое сопровож­дение, и караван двинулся на восток». Но ни сопровождение, ни повышенное внимание не могли облегчить задачу Николая Анатольевича: один на один с машиной, один на один с перевалами, мостами, переправами он в целости и сохранности довёл груз до цели.

Северомуйский тоннель – не единственный, в прокладке которого участвовал Николай Брежнев. Он приложил руку к пяти тоннелям БАМа. Кодарский тоннель запомнился Брежневу как один из самых сложных: работать приходилось в непростых условиях, но профессионализм и взаимовыручка строителей здесь были на высоте.

Своими руками

На БАМе Николай Анатольевич не только филигранно овладел профессией водителя. В рабочем плане он стал, если так можно выразиться, настоящим «человеком-оркестром». Наш герой владеет ещё пятнадцатью смежными специальностями: он и сварщик, и моторист, и электрик… Причём, Н.А. Брежнев не просто получил корочку: по каждой специальности он работал, зачастую – по нескольку лет. Уже после окончания бамовской стройки он долгое время работал бурильщиком на Чинейском месторождении титано-магниевых руд. Тот период он вспоминает как время надежд: тогда нашему герою, как и многим, казалось, что рухнувшая страна всё же откроет кладовую полезных ископаемых в нашем районе. Тем надеждам, увы, не суждено было воплотиться, и время разработки каларских богатств подошло только сейчас.

Всё это наступит позже, а тогда, в 1970-80 годах, ударными темпами возводилась магистраль. Вклад шофёров в успехи великой стройки неоценим. Но наш герой был не просто водителем. Николая Брежнева, как и его неразлучного друга Сергея Сониева, можно смело назвать настоящими изобретателями. Рационализаторский талант Брежнева раскрылся благодаря одному неприятному инциденту. Пока Николай отдыхал в отпуске, его сменщик успел невосстановимо угробить мотор его «Урала». Недолго погоревав, Николай Анатольевич решился на удивительный эксперимент: установить на «Урал» двигатель от «Магируса». «Пересадка сердца» прошла успешно, а у «доктора» зажглась творческая искра. «Если одному человеку удалось что-то создать, то почему другой не сможет в этом разобраться, починить или улучшить?» – эта фраза стала его рационализаторским кредо.

Далее друзьями-рационализаторами было опробовано и внедрено немало подобных новшеств: переоборудование грузового прицепа для перевозки горючего, усиление колёс тягачей тракторными гусеницами и многое другое. Сониев и Брежнев научились не только улучшать и переделывать технику, но и буквально спасать её. Самый опасный участок на горной дороге – это перевал. Много машин по причине неисправности, неопытности водителей или из-за плохих дорог срывалось вниз. Как правило, рухнувшая с перевалов техника считалась безвозвратно утраченной. Но многие автомобили ещё подлежали восстановлению. Это обстоятельство вынудило друзей задуматься, и вскоре был найден способ подъёма потерпевших аварию машин. Пусть не все из них удавалось вернуть к жизни, зато исправных узлов и агрегатов на каждой возвращённой технике находилось великое множество.

В последний момент

Но не только и даже не столько талантами ценен любой из нас, а прежде всего своими человеческими качествами: благородством, самопожертвованием, отзывчивостью и многими другими. А где они проявляются наиболее ярко, как не в рискованных ситуациях, которых на нехоженых путях сибирских приключалось предостаточно?

Переправившись – естественно, вброд – через одну из таёжных рек, колонна пошла в горы. С высоты уходящего в горы серпантина Николай оглянулся назад и вниз, где рассмот­рел чёрную точку посреди реки. Это оказался застрявший «ГАЗ-66». Развернув машину, Брежнев помчался вниз, на помощь товарищам. На берегу к тому времени скопилось много народу и техники. Шофёры различными способами пытались вызволить если не опрокинувшийся «шестьдесят шестой», то хотя бы его водителя, всё ещё остающегося в искорёженной кабине. Положение усугублялось из-за сложного каменистого дна реки: подобраться к терпящему бедствие становилось не просто опасным, но и вовсе невозможным. Николай же, не считаясь с опасностью, ударил по газам и в считанные мгновения оказался у места происшествия. Но, когда, казалось, опасность уже миновала, произошла ещё одна неприятность: громадные валуны на дне реки застопорили грузовик Брежнева в нескольких метрах от аварийной машины. Тогда отважному водителю пришлось отыскивать доску и перекидывать импровизированный мост между автомобилями. Как только уже попрощавшийся было с жизнью водитель оказался в кабине Николая, в весенней речке резко прибыла вода, и «шестьдесят шестой» перевернуло навзничь. Промедли Брежнев буквально несколько минут, потерпевшего аварию водителя не удалось бы спасти…


И по сей день Николай Анатольевич не расстался с магистралью. Он живёт в одном из бамовских посёлков. По злой иронии судьбы жильём нашего героя является старый временный балок. Н.А. Брежнев имеет на руках выданные ещё в девяностых документы, дающие ему право на переселение в Новосибирск. Но, в силу бюрократических коллизий, реализовать это право ветеран БАМа не смог. Смирившись со своим положением, он остаётся «на северах», которым посвятил всю свою жизнь. Годы, отданные великой стройке, обострили природные качества и развили таланты Николая Анатольевича. Философски глядя на мир, он не утратил оптимизма и чувства юмора.

В заключение хочется пожелать, чтобы бамовский регион всё же воздал должное своему ветерану и по достоинству оценил его вклад в стройку века.

Дмитрий ИГНАТОВИЧ

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять