Георгий Иванович Баслык: «Я бы снова БАМ прошёл»  0+

Вся история Всесоюзной комсомольской стройки – это даты и события, без которых невозможно представить Байкало-Амурскую магистраль. Читинский участок прославился своей стыковкой рельсов, которая произошла на разъезде Балбухта.

Но чтобы это историческое событие произошло, каждый день тысячи простых строителей, шофёров, мостовиков и монтажников добросовестно выполняли свою работу. В их числе был и Георгий Иванович Баслык. Он рассказал, как оказался на БАМе и почему Крым поменял на Чару.

– Приехал в Новую Чару из Крыма в 1981 году, когда мне было 23 года. Услышал о стройке от земляка, он туда уехал ещё раньше. Рассказал, мне стало интересно, и вот я уже на каларской земле. Тогда здесь почти ничего не было: всего лишь несколько бараков, столовая, магазин «Олимпийский». Детский сад только строился, мы в нём и жили.

Г. И. Баслык. Первый подвесной мост на р. Чаре, 1981 г.

Я только выучился на шофёра, но был молод, и меня по профессии не взяли на работу. Устроился в СМП-577 (строительно-монтажный поезд) транспортным рабочим. Мы просеку рубили, на этих местах укладывали трубы под автодорогу, мост строили. Попутно выучился на монтажника искусственных сооружений 3-го разряда, мастер в бригаде этому обучил. И это не единственная профессия, которую мне дал БАМ. Позднее в Новосибирске получил удостоверение крановщика, и моим верным помощником на долгие годы стал автокран.

Мы работали на участке Салликит, местное название – «полтора мошенника». Мне рассказали, что такая легенда была: как будто по этой местности раньше зимник проходил, дорога на Куанду, по ней ходили обозы. Недалеко в лесу жили мужчина и женщина, которые их грабили. Вот эту местность и прозвали «полтора мошенника». Ну а кого посчитали за половинку мошенника, догадайтесь сами!

Условия жизни были трудными, но мы были молоды, и нам всё было нипочём. Жили бригадой в 20-местной палатке. Уже позднее, когда ко мне через год приехала жена с сыном-первоклассником, дали комнату в общежитии, а потом и вагончик. Потом и дочь здесь в школу пошла. Так и жили всей семьёй.

Шкурение бревна, 1981 г.

Это сейчас всё в посёлке построено, и то кричат, что плохо и тяжело, а тогда вообще ничего не было. Всё тогда было, как говорится, ведёрно-выносное: туа­леты на улице, вода привозная. С работы придёшь, надо воды натаскать. Её, кстати, в бочках возили. Котельная на дровах была, а зимой морозы до –50… –60 оС были. Её топливом обеспечивали сами. Тяжёлые условия были – и бытовые, для жизни, и погодные. Да и работа не из лёгких. Кто выдерживал эти трудности, тот оставался надолго, кто не выдерживал, тот и года не отрабатывал, уезжал. Мне мужики говорили: «Главное первую зиму пережить, потом как по накатанной». Да, после крымского климата непривычно было: морозы, ветер, снег. Но справился. Уезжал на три года из Чары по семейным обстоя­тельствам, потом опять вернулся и вот уже 43 года здесь. И дети, и внуки отучились в Новой Чаре. Супруга Наталья Васильевна все эти годы со мной была. Она 38 лет проработала на подстанции.

Вся страна БАМом жила. Я когда приезжал в отпуск в Крым, героем для них был: все интересовались, как идёт стройка, как жизнь. Волновались за меня, у вас, говорили, там огромные таёжные комары. А сейчас приезжаю к родным, никто из молодёжи уже и не знает, что такое БАМ, где и зачем строился. Для нас это романтика была, интересно.

Бригада Владимира Ушакова, СМП-577

Тогда мы все были объединены одной целью. И дружба, которая зародилась в те годы, самой крепкой оказалась. Мой верный товарищ и напарник по автокрану – Виталий Кодица, более 30 лет с ним дружим. А ведь это он меня отправил учиться на автокран! Много хороших людей приехало на БАМ. Часто общаемся с теми, кто остался, вспоминаем тех, кто уехал, кого уже и нет в живых.

После завершения строительства БАМа во многих местах ещё работал, здесь на пенсию ушёл. Сейчас мне 68 лет, я никогда никакой работы не боялся. И до сих пор, чтобы дома не засиживаться, иногда подрабатываю: приглашают подменить на автокран, не отказываюсь.

Вот так и живём: скрипим, но едем. Если бы можно было всё вернуть и по-новому жизнь свою прожить, я бы ещё раз БАМ прошёл, ничего бы менять не стал. Ни на минуту не пожалел, что связал свою жизнь с Каларом, Байкало-Амурской магистралью. Меня со многими хорошими людьми он свёл, да и жизнь была интересной. Такая здесь удивительная природа, душа радуется. Вот сейчас багульник зацветёт, горы зелень покроет – красота!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять