Магистраль была самым крупным, дорогим и последним мегапроектом Советского Союза. В 1980-е годы дорогу строила вся страна, над каждой станцией шефствовал отдельный регион или республика, и «всесоюзная стройка» нашла прямое отражение в архитектуре станций.
Железная дорога — это фактически единственный и при этом комфортный и доступный способ увидеть эти удивительные места. Автомобильными дорогами связаны не все населенные пункты, и они не самого лучшего качества. Путешествие по БАМу — это еще и социальный опыт: в пути можно познакомиться с местными жителями и услышать рассказы об их далеко не ординарных судьбах. Аналогичной дороги такой длины и красоты, проложенной в столь сложных условиях и доступной для туристов, в мире просто не существует.
Протяженность БАМа — 4287 километров (длина Транссиба — 8300 километров), магистраль проходит по территории шести регионов России, на значительном своем протяжении — в малолюдных местах и районах вечной мерзлоты или повышенной сейсмоактивности.
Изначально при проектировании БАМа планировали создать 11 крупных промышленных центров. Работа таких центров должна была обеспечить загрузку дороги. В итоге из одиннадцати было освоено лишь два, один из которых находится в окрестностях станции Новая Чара — это Удоканское медное месторождение. Поселок построили рабочие из Казахстана, и степные мотивы хорошо заметны на станции. Вокзал выполнен в виде большой юрты, а внутри украшен деревянными панно со сценами из жизни кочевников.