В округе завершились Каларские краеведческие чтения. Ученица Чарской СОШ № 1 Вера Бочарникова (руководитель Зимина И.А.) посвятила свою исследовательскую работу заслуженному учителю школы РСФСР Г. В. Урпиуловой. Сегодня мы публикуем исследования В. Бочарниковой.
…Говорят, что человек продолжает жить в воспоминаниях тех людей, которые его знали, и в памяти тех, кто узнает о нём из повествований других. Есть и те, кто сам воспитал целую плеяду тех, кто сможет рассказывать о них другим поколениям.
К числу таких людей принадлежит и Гита Владимировна Урпиулова, заслуженный учитель школы РСФСР, которая отдала Чарской средней школе двадцать семь лет жизни. Энергии Гиты Владимировны хватало не только на то, чтобы преподавать русский язык и литературу, но также её было достаточно и для создания литературно-этнографического клуба «Осиктокан», работа которого была сосредоточена на сборе краеведческих материалов о Забайкальском крае и о Каларском районе в частности. Но обо всём по порядку.
ВСЕГДА С ДЕТЬМИ. ВСЕГДА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Гита Урпиулова родилась 8 января 1936 года в Чите в еврейской семье. После учёбы в Читинском педагогическом институте им. Н.Г. Чернышевского, который она окончила в 1957 году, Гита Владимировна приезжает на работу в Чарскую среднюю школу, где начинает преподавать русский язык и литературу. Глубинка не испугала молодого специалиста, а, скорее, даже наоборот, вызвала большой интерес. Ведь чем сложнее задача, тем интереснее её решать, не правда ли? Все отмечали её очень серьёзный и основательный подход к делу – в своём кабинете ей удалось собрать большое количество методических материалов: таблиц, схем, дидактических материалов, а также в достатке была художественная литература.
В своём плотном рабочем графике Гита Владимировна находила время также и для того, чтобы вести факультативные занятия по литературе для 8-10-х классов, руководить методическим объединением словесников Каларского района, работать в местном комитете школы, а также быть председателем методической секции учителей русского языка и литературы. Уже будучи заведующей учебной частью, Гита Урпиулова считала необходимой частью своей деятельности и работу с молодыми педагогами – она передавала им свой опыт. Одним словом, учила их учить.
Прочитав довольно сухие характеристики в её личном деле, можно сделать простой вывод: за время работы в должности завуча чарской школы, Гита Владимировна добилась того, что успеваемость учеников по предмету «русский язык и литература» превысила 90%. Коллеги использовали практически одни и те же эпитеты: инициативная, добросовестная, требовательная, настойчивая. Требовательная не столько к окружающим, а к самой себе. Подход к работе – строгий, разумный и добрый. Гита Урпиулова считала, что получение школьного образования можно воспринимать, как своего рода поле битвы, победа на котором возможна только при слаженной работе трёх составляющих – педагогического коллектива, родителей и, конечно, самих учеников. Вообще, она всегда была с детьми и для детей. С 1981 года Гита Владимировна стала ещё и воспитателем при школьном интернате.
НЕ ПРЕПОДАВАНИЕМ ЕДИНЫМ
Что привело Гиту Владимировну к этнографической работе? Возможно, внутренняя тяга к исследовательскому процессу, а может быть, и филологическое образование. Наверное, сейчас мы не найдём ответ на этот вопрос, но одно можно сказать точно – место для своего нового вектора деятельности Гита Урпиулова выбрала абсолютно верно. В Каларском районе её трудолюбие дало быстрые результаты – всего за два месяца созданный ею литературный кружок превратился в литературно-этнографический клуб «Осиктокан», что в переводе с эвенкийского языка означает «Звёздочка». Работа клуба началась с изучения и попыток сохранить литературное наследие забайкальского писателя Никиты Сахарова, который погиб в апреле 1945 года под Берлином. Гита Владимировна считала, что Сахаров «погиб, так и не написав своё лучшее произведение». Участники клуба под управлением Гиты Урпиуловой провели серьёзную исследовательскую работу, для того чтобы изучить боевой путь Никиты Сахарова: были отправлены письма в военные комиссариаты, музеи. И, конечно же, очень полезным оказалось общение с теми, кто вместе с Сахаровым ушёл на фронт. В итоге папки и альбомы с копиями всех собранных материалов были переданы Читинскому отделению Восточно-Сибирского книжного издательства для выпуска отдельного сборника стихотворений Никиты Сахарова. Он был назван «Здравствуй, друг!» по его же одноимённому стихотворению.
Тем временем работа клуба под руководством Гиты Владимировны набирала обороты: было проведено более двадцати выездных семинаров, встреч и этнографических экспедиций по Каларскому району, в рамках которых молодые этнографы консультировались со старожилами эвенкийских сёл Кюсть-Кемда, Чапо-Олого, Средний Калар. Свою задачу Гита Урпиулова видела в том, чтобы помогать восстанавливать и пропагандировать традиционное эвенкийское искусство. Собранный этнографический материал, а именно предметы быта и охоты, послужили основой экспозиций «Прикладное искусство народов Севера» и «Предметы охоты и домашнего обихода эвенков и якутов». В целом работа клуба «Осиктокан» вызывала большой интерес у каларцев: его охотно посещали и русские, и эвенки.
Люди отдавали различные предметы, которые затем были представлены в экспозиции, подготовленной клубом «Осиктокан»: например, Е.П. Корнилова из эвенкийского села Кюсть-Кемда подарила эвенкийскую зимнюю обувь амчуры, сковородник, чугун, потку – сумку из бересты и шкуры оленя для утвари, солонку из камуса с привязанными копытцами кабарги. Среди полученных предметов были и поистине уникальные: рога горного барана, барелок – эвенкийский талисман удачи, ритуальная шапочка с рожками, сшитая из шкуры головы молодого тарагайки (оленёнка), расшитые кумаланы, вышитые бисером унты и рукавицы, а также люлька-ба, сделанная из бересты. Экспонаты Гите Владимировне присылали даже из Якутии.
В определённый момент, когда набралось достаточно большое количество экспонатов, было принято решение создать музей при Доме пионеров.
Гита Урпиулова обладала талантом не просто руководить коллективом людей, а прежде всего талантом объединять вокруг себя тех, кто смотрел с ней в одном направлении, тех, кто, так же как и она, мог быть вдохновлён идеей и целью и затем делать всё необходимое для того, чтобы эту цель достигнуть. Ведь и в случае с созданием этнографического музея было как раз так: коллеги, бывшие и нынешние ученики, родственники, друзья – все были рады помочь Гите Владимировне, которая, естественно, и сама, как говорится, не почивала на лаврах, а до последнего продолжала ездить по сёлам Каларского района и собирать экспонаты. А люди всегда были готовы ей помочь – харизмы и дара убеждать нашей героине было не занимать. Гита Урпиулова не понаслышке знала о принципе, суть которого заключается в том, что чем больше отдаёшь, тем больше получаешь, и она всегда щедро делилась всем, чему научилась сама. А.Д. Павлова вспоминала, что именно Гита Владимировна была связующим звеном между подругами.
– Вообще, могу сказать, что у неё я научилась общаться с людьми. Она была очень коммуникабельным человеком, в школе она всегда разговаривала с родителями ребятишек, всегда обязательно скажет что-то хорошее про каждого, – вспоминала А.Д. Павлова. – Мы, её подруги, учились у неё варить, шить, стряпать. На все праздники мы чаще всего собирались у неё. Наши дети в итоге стали друзьями – моя дочь Лена и дочь Гиты Владимировны дружат до сих пор. Оля закончила Красноярский мединститут и работает гинекологом на севере Красноярского края. Какие-то черты характера она определённо переняла у матери – в работе такая же требовательная как к себе, так и к другим.
Несмотря на внешнюю строгость и в чём-то нетерпимость к лени, Гита Владимировна запомнилась своим ученикам прежде всего тем, что именно она служила им проводником в тот мир, где всё возможно, если у тебя есть знания, а с задачей зажечь стремление к этим знаниям она справлялась на отлично.