Счастливое время

«Приехали мы сюда полные планов, надежд, свершений... Вы только представьте – быть у истоков строительства...»

Не скрою, мне нравится встречаться с личностями уникальными. Кто строил БАМ, кто осваивал нефтегазовую Сибирь и верил в торжество Человека.

И не просто верил, но своей жизнью, собственным примером доказывал, что это возможно. Об этом я думал во время встречи с Евгением Ивановичем Иващенко.

Евгений Иванович Иващенко
Евгений Иванович Иващенко

Мы – представители разных поколений, но, наверное, так бывает: человек, с которым встречаешься всего раз в жизни, не просто тебе нравится, существует нечто большее, ты осознаешь масштаб личности своего современника. В марте 1975 года из Москвы он был направлен на строительство БАМа. Работал начальником строительно-монтажных поездов в Тынде, Беркаките, заместителем, начальником УС «Бамстройпуть». Под его непосредственным руководством было уложено 330 км железных путей, или весь Читинский участок БАМа. Построены временные и постоянные посёлки: Хани, Икабья, Новая Чара, Леприндо, Сюльбан, Куанда. Этой великой стройкой наградила его судьба. Сегодня, пожалуй, мало кто – не те времена! – вспоминает, что Россия до сих пор держится, в том числе и на риске, творчестве, нервах таких людей, как Иващенко.

Евгений Иванович показывает мне свой сад-огород.

– На участке за эти годы выросло 40 белоствольных красавиц берёз, которые радуют хозяев и зимой и летом, яблонька благоухает, – рассказывает он, показывая свои сотки. – В теплице зреют помидоры, на огороде посажены огурцы, зелень, картошка. Землю на участок носил сам, как только выпадало свободное время. Да и дом построил по собственному проекту.

На крыльце нас встречает жена Евгения Ивановича, Тамара Фёдоровна. В 1975 году вслед за мужем она прибыла в Тынду с годовалым сыном.

– Приехали мы сюда полные планов, надежд, свершений, – рассказывает Тамара Федоровна. – Вы только представьте – быть у истоков строительства. Но даже самые дерзкие мечтатели не могли представить себе, что в этих местах вырастут города, посёлки, будет построена железная дорога. Все молоды были, ни на какие трудности внимания не обращали. Просто жили. Открыто (никогда не вешали замков на двери), мужественно, весело. Это всегда свойственно молодым. И любили, и свадьбы играли, – улыбается хозяйка. – Все сложности сами пережили – родителей-то рядом не было.

В одном из номеров газеты «Забайкальский рабочий» тех лет, в очерке журналиста Анатолия Снегура, можно было прочитать следующие строки: «…19 сентября 1983 года, Икабья. Здесь собрался оперативный штаб по строительству Читинского участка БАМа. На повестке дня острейший вопрос: согласно графику стыковки магистрали путеукладчик с востока должен быть в этом посёлке не позднее 25 сентября. Пока же он находился в десяти километрах. Это не слишком далеко, если вести расчёт хотя бы по средней ежесуточной скорости продвижения «головы укладки». Но у неё, как это часто случалось в те месяцы, не было рельсошпальной решётки, а вагоны со шпалами только-только вышли из Тайшета. Самые смелые расчёты говорили, что зелёная улица путеукладчику откроется только через десять дней… «Серебряное звено» легло на станции Икабья точно в назначенный срок, который дал Евгений Иванович Иващенко».

– Свои начальные отношения с БАМом я оформил трёхлетним договором, на смену ему пришёл пятилетний, – вспоминает Евгений Иванович. – Потом уже работал без договора. Когда я приехал в Новую Чару, даже вагончиков здесь не было. Все жили в Удокане. Чем детальнее узнавал всю обстановку на этой трассе и стройке, природу, людей, чем глубже погружался в эту жизнь по северным меркам, тем меньше оставалось желания и нужды возвращаться в Москву.

Наверное о таких людях как Евгений Иващенко сказано: мы не выбираем времена, время выбирает нас. В 1986 году Е.И.  Иващенко был назначен заместителем председателя Каларского исполкома, а с 1989 по 2004 год и с 2007 по март 2011 года являлся главой муниципального района «Каларский район». Он с болью в душе оставлял свою стройку. Но по-другому поступить он не мог. В то время не спрашивали, хочешь работать или нет, и не ради карьеры назначили на новую должность, а только потому, что знали – на новом месте его знания и опыт принесут больше пользы. Сам Иващенко тоже понимал это. И взялся за новый участок работы с присущими ему трудолюбием и ответственностью. Во время нашей встречи он мне признался:

– Мне порой казалось – тяжело. На деле же вышло, что это было самое счастливое время в моей жизни.

Из интервью от 31 августа 2001 года:
– Евгений Иванович, 15 лет – по сути дела весь постсоветский период – Вы возглавляете район. Все эти годы большинство проб­лем решали самостоятельно. Что было самым трудным?
– Трудным было всё. Все прошедшие годы были непростыми. Мы прошли свой путь от иллюзий, связанных со вновь открывшимися перспективами, до реальных планов их реализации… Мы под будущую реализацию Удоканского проекта смогли получить серьёзные финансы и решить ряд важных проблем. Был построен аэропорт и взлётно-посадочная полоса, способная принимать даже «Боинги». Да и асфальтовую дорогу между двумя Чарами проложили именно тогда. Но вскоре деньги кончились, и мы стали искать дополнительные доходы. Ещё недавно я мечтал о том, чтобы не было проб­лем с финансированием зарплат учителей и врачей, с выплатой пенсий и детских пособий. Мечтал! И вот сегодня в этом отношении всё нормально. Теперь мечтаю о том времени, когда у нас будут ликвидированы все лачуги, и все жители будут жить в добротных домах. А если же говорить о самой большой моей мечте, то она у меня очень большая: жить здесь так, как будто у нас созданы «Соединенные штаты Эмиратов Каларского района». Богатств у района столько, что эта мечта может когда-нибудь стать реальностью.

Евгений Иванович Иващенко награждён 13-ю орденами и медалями СССР и РФ, является почётным транспортным строителем СССР, почётным железнодорожником РФ, почётным гражданином Каларского района. Он предельно честен перед своим временем. Такие люди работают долго, не оглядываясь на возраст. Но в начале двухтысячных Иващенко, наверное, показалось, что его время ушло. Точнее – что пришло время других…

В эти июльские дни семья готовилась к юбилею. Главе семьи Евгению Ивановичу Иващенко 27 июля исполнилось 80 лет. И, несмотря на достойный возраст, он по-прежнему думает, что мало сделал и ещё многого не успел.

– Когда ушёл на пенсию, – признаётся Тамара Федоровна, – он мучился и, вы не поверите, говорил, что мало сделал для России, мог бы больше. Как мало?! Дорога работает. А ещё у него была реконструкция Ярославского, Ленинградского вокзалов в Москве, когда он трудился до БАМа начальником управления №336 Минтрансстроя СССР. Уже в Каларском районе строил дома, детские сады, дороги, разрабатывал месторождения. С годами мы стали относиться друг к другу с большим трепетом. Когда я отдыхаю, он отключает телефоны, чтобы не беспокоили. Помогает мне по хозяйству. У него открылись до того неизвестные мне способности: он стал вкусно готовить, ходить по магазинам за продуктами, поскольку мне трудно это стало делать. Следит за чистотой на кухне. Моет посуду. Мы увлеклись футболом и по ночам начали смотреть спортивные программы по ТВ…

Евгений Иванович! Нам повезло, и мы счастливы быть вашими современниками. От имени читателей мы желаем вам неиссякаемой энергии, счастья, здоровья, оптимизма, любви и радости!

Егор СЕДЫХ

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять