Эвэды дукумни Николай Константинович Оёгир

Си аяврэкис дуннэви,
Синнун аги икэлдеӈэн.
Урэлнун гиркилэкис,
Урэ инмэ ичэвкэндеӈэн.
Улукивэ си ичэкэл,
Муннуканмэ-да секталду.
Хомотыва-да агиду
Си ичэкэл тар оӈкодун.
Ороннунми гиркилэкэл,
Иргичилдук элбэтчэкэл.
Иӈинипчу тугэниду
Гулучами си татыкал.

Николай Константинович Оёгир – эвэды дукумни, поэт.

Умун тыһитча егин няма дюрдяр нюӈун анӈаниду дян тунӈа эктэӈкирэ бегаду Николай Константинович балдычан. Нуӈан эткэн егиндяр тунӈа анӈаничи бимчэ. Николай Константинович урикитту Еромо амут дяпкадун Красноярскай крайду балдычан. Нуӈан амтылин олломимнил, бултамнил бичэтын, орорди кануду нулгичэтын. Куӈакадукви нуӈан эвэды нимӈакарва, улгурва, итылва, одёлва долдычан. Дян анӈаничи бинэ, Николай Константинович һавалдяӈкин. Дыгин классва манакса, нуӈан таткитту алагувдями этэрэн. Эвэды нимӈакар, улгурил, итыл, одёл – тар нуӈан таткитин бичэн. Тар эвэды улгурва, нимӈакарва, итылва, одёлва нуӈан сагдыл бэелдук саӈкин. Буга, кану – тар нуӈан университет бичэн. Николай Константинович кануду бултадеӈкин, олломиӈкин, орорди нулгидеӈкин.

Колхознай таткитту алагувдяна нуӈан стихилва дукуллан. Умун тыһитча егин няма нюӈундяр умун анӈаниду нуӈан нёгу эвэдыт дукувча стихин «Додытчав» юрэн. Умун тыһитча егин няма дяпкундяр нюӈун анӈаниду нуӈан сборникин «Бэе упкаттук эӈэһитмэр» юрэн. Эр сборникту эвэды нимӈакар, гуктэл эвэдыт дукувча,. Тар Николай Константинович эр нимӈакарва тавчан тадук дукуран. Умун тыһитча дяпкундяр надан анӈаниду нёгу стихил сборникин «Лорбовкил икэллинтын» юрэн. Тадук Умун тыһитча егин няма дяпкундяр егин анӈаниду нан стихил сборникин «Удяран юктэтки» юрэн. Умун тыһитча егин няма дяпкундяр дяпкун анӈаниду Николай Константинович ачин оран.

Николай Константинович Оёгир – эвенкийский поэт, фольк­лорист, сказитель. 15 марта этого года Николаю Константиновичу исполнилось бы 95 лет.

Родился в 1926 году в стойбище на озере Еромо в семье охотника, рыбака. Семья была очень большой, в то время свирепствовала корь, и лишь постоянные кочёвки с места на место уберегли семью. Родители Николая были хорошими следопытами, очень трудолюбивыми людьми. Сына своего считали странным: он то весь вечер сидит у костра и смотрит на огонь, то в тайгу убежит, да так далеко, что не докричишься, то на холодной земле лежит и в небо смотрит. 

< . . . >

Уважаемые посетители сайта. Полную версию статьи с переводом и другие материалы вы можете прочитать только в газете «Северная правда», № 11 от 17 марта 2021 г. Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.

Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) — 650 руб.
Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь.
Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.


Говорим по-эвенкийски 

ТЕМА «Куликар»
Лексика:
Мармакта – комар, Һунмиктэ – мошка, Иргакта – паут, Дювуктэ – оса, Сороптун – овод, Ириктэ – муравей, Гидала – гусеница, Лэрэдо – бабочка.

Грамматика:
Винительный падеж Экунма? Кого? Ӈивэ? Что? — Би ириктэвэ дявам — Я поймал муравья.


Как на Севере комары-кровопийцы появились

В давние времена повадился великан Кикто оленоногих людей поедать. Олени ему жёсткими и невкусными казались, к тому же шерстинки в зубах застревали. Мороки не оберёшься выковыривать. Молодые девки и парни из людского племени куда ухватистей для зубов, сочные да гладкие. А слаще всего людоеду Кикто казались человечьи детёныши. Стариков же микачун (людоед – эвенк. яз.) выплёвывал: безвкусные, как пожухлая трава.

Орочонам (оленным людям – эвенк. яз.) жаль своих детей людоеду скармливать. Думали, думали, как от прожорливого чудища избавиться. И нашли способ. Шаманка Ненега подсказала. Лишь Кикто высунет голову из пещеры, где пирует и сытый на ночлег укладывается, надо его единственный глаз выколоть. Иначе не совладать с великаном. Раздавит людишек, как муравьёв. Мёртвого людоеда следует сжечь, учила мудрая женщина. Но для этого надо подгадать безветренный день, чтобы дым от трупа, весь, без остатка, в небо поднялся.

И вот в тёмную ночь, когда месяц ещё не народился, лучшие охотники со всей Чарской долины собрались у пещеры людоеда Кикто. Не запаляя костров, чтобы говорящий огонь не разбудил великана, стали долбить острыми топорами твёрдый скалистый грунт у входа в убежище одноглазого страшилы. Уставших смельчаков сменяли другие, и к утру яма, в которую нелюдь мог ухнуть с головой, была готова.

Вот великан Кикто проснулся, потянулся – скалы зашатались. Зевнул спросонья, оленщикам показалось – гром грянул. Боязно, поджилки трясутся. А всё же от пещеры не уходят, детей своих пуще себя жаль. Не справятся сейчас с людоедом, всему роду орочон гибель придёт.

Наконец из пещеры высунулся Кикто. Не весь – только лохматая башка показалась. Ки камо! Громадная – величиной с жилой чум. 

< . . . >

Уважаемые посетители сайта. Полностью предание и другие материалы вы можете прочитать только в газете «Северная правда», № 11 от 17 марта 2021 г. Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.

Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) — 650 руб.
Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь.
Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять