Школьные педагоги играют ключевую роль в формировании будущих поколений. Их работа не ограничивается лишь передачей знаний, они становятся наставниками, вдохновителями и поддержкой для своих учеников.
Сейчас очень много молодых педагогов, это новое поколение, которое приходит в образовательную сферу со свежими идеями, энтузиазмом и стремлением изменить подход к обучению. Их роль в современной школе становится всё более значимой, так как они способны адаптироваться к изменениям в обществе и образовательной системе.
Учитель начальных классов Наталья Николаевна Обухова в школе работает 8 лет. Для неё это воплотившаяся мечта детства. В юные годы она с подружками после уроков часто оставалась в классе: они красиво старались писать на доске, проверяли тетради и ставили оценки. Пытались подражать их первой учительнице.
– Её звали Милюшкина Елена Александровна. Она была очень доброй, справедливой, искренней, заботливой, и очень хотелось быть на неё похожей. Стать таким же педагогом – мечта маленькой девочки. И она осуществилась после окончания школы. Я поступила в педагогический колледж. Побывав на первой практике, поняла, что не ошиблась в выборе своей профессии, ведь быть учителем начальных классов – это очень ответственно, так как в начальной школе закладывается фундамент для дальнейшей жизни каждого человека. Я считаю, что педагогу, как никому другому, нужно всегда идти вперёд и не останавливаться на достигнутом, заниматься профессиональным самообразованием, читать специальную литературу по педагогике и психологии, повышать квалификацию и проходить переподготовку, знакомиться с опытом коллег, ну и не забывать делиться своими навыками с коллегами и получать обратную связь.
Главная задача педагога – поддерживать интерес учащихся. Но как это сделать, если у каждого свой собственный уровень подготовки? Многие учителя решают подойти к этому вопросу креативно: кто-то использует интерактивные методы обучения, некоторые прибегают к разнообразию форматов. Но ведь важно и поощрять творческие порывы, давать обратную связь. Как удаётся это вам?
– Ну, во-первых, нужно всегда отмечать даже небольшие успехи на уроках, всегда стараться использовать дидактические игры: «Исправь ошибку поэта», «Верни мяч с ответом», слова-«перевёртыши», ребусы, «Математический футбол», анаграммы – это основные. Также на уроках помогают рабочие листы. С детьми общаемся на разные темы: можем обсудить их тиктоки, современные тенденции, ребята могут поделиться своими проблемами, которые их беспокоят. Традиционно мы принимаем участие в «Рождественской звёздочке», выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов», также ходим в библиотеку на различные мероприятия.
Как у вас с дисциплиной на уроках? Есть ли у вас какие-то секреты?
– В классе дисциплина точно должна быть. Устанавливаются правила, которых мы придерживаемся, а если кто-то о чём-то забыл, то напоминаем, поддерживаем. Нужно использовать какие-то интересные условные сигналы и напоминания, хвалить отдельных учеников за поведение, проводить активный контроль, проявлять, конечно же, уважение и давать возможность деткам высказываться. Без этого успеха не будет. Также у нас есть табель успеваемости. В конце каждого учебного года ребята заполняют табель, где видят свои успехи и достижения. У нас оформлена специальная доска – это место для презентаций детских работ и творческой деятельности. Ребята видят не только свою работу, они учатся друг у друга. И, конечно же, мы с ребятами стараемся вести портфолио, в котором потом хранятся их детские работы. Когда они были в 1-м классе, мы прописи вложили, первые рисунки, тетрадочки по каллиграфии. С каждым годом они учатся чему-то новому, совершенствуют свои знания и умения. Также в портфолио вложены олимпиадные задания. Мы постоянно участвуем в конкурсах районного уровня, и ребятки всегда занимают призовые места.
Как вы взаимодействуете с родителями учеников?
– Во-первых, всегда нужно информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе. Просвещение родителей – это индивидуальные консультации, практикумы и основная форма – взаимодействие в виде, например, индивидуальных или групповых собраний. Мы должны работать сообща с родителями по формуле: школа + родители + дети.
Какие методы обучения вам кажутся наиболее эффективными?
– В условиях реализации ФГОС, который направлен на организацию системного деятельностного подхода, на мой взгляд, наиболее эффективными и распространёнными методами являются проблемный метод, где идёт постановка и решение проблемных вопросов и ситуаций, либо же информационно-коммуникационный метод, тут мы используем мультимедийные презентации, а каждый урок проходит с использованием игровых методов. Этих методов на самом деле много, все они помогают развивать мотивацию к обучению, интерес к предмету и коммуникативные навыки у ребёнка.
С какими вызовами вы уже столкнулись в своей практике и как с ними справились?
– Первый вызов – это, конечно же, необходимость постоянно обновлять свои знания и осваивать новые технологии. Для того чтобы избежать информационной пропасти, нужно участвовать в различных конференциях, семинарах, вебинарах, проходить курсы. Второй вызов, один из самых главных, – это эмоциональное выгорание. В работе учителя постоянные стрессы, которые связаны с высоким уровнем ответственности, ведь нам необходимо быстро адаптироваться к изменениям и требованиям. С этим помогает справиться чётко выстроенный рабочий график, ну, уделять время саморазвитию, конечно же, не забывать про себя, читать книги, смотреть фильмы и не забывать отмечать свои собственные достижения. А ещё нужно найти поддержку среди коллег. У меня есть такой наставник, ей можно доверять, можно поделиться своей профессиональной неудачей, и она поможет решить эту проблему, найти выход. Эмоциональное состояние и здоровье у вас одно. Это важнее всего, завтра будет новый день, всё будет по-другому.
Какие технологии вы используете в обучении и как они влияют на процесс?
– Во-первых, это информационно-коммуникационная и проектная технологии, также технология проблемного обучения, игровые технологии, технологии интегрированного обучения. Все они активно вовлекают учащихся в учебный процесс и играют ключевую роль в современном образовании, так как улучшают качество обучения, и, конечно же, их нужно интегрировать в повседневный процесс.
Как можно развить свои педагогические навыки?
– Дам пару рекомендаций: чтобы понять, как вести маленького человечка в мир познания, я рекомендую прочитать книгу выдающегося педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям» и произведение советского педагога, писателя Антона Макаренко «Педагогическая поэма» – это, наверное, основные ресурсы. И через них педагог сможет расти дальше.
Есть ли у вас цели? Какие?
– Конечно есть. Главное – повышать уровень своего образования, развивать свои компетенции, творческое мышление. Ещё Василий Александрович Сухомлинский писал: «…чтобы дать детям искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Я соединяю любовь к делу и к ученикам. Помните, что учитель – это призвание, а педагогика – это тонкое искусство.
Что для вас значит быть наставником для своих учеников?
– Быть наставником – это значит отдавать частичку своей души, помогать в самоопределении, учёбе, развитии социальных навыков, находить подход индивидуальный к каждому подопечному и раскрывать их сильные стороны. Вот что для меня значит быть наставником.
Школьные педагоги – это не просто учителя, а настоящие проводники знаний и ценностей для своих учеников. Их работа требует не только профессионализма, но и глубокого понимания психологии ребёнка. Поддержка педагогов, их признание и уважение со стороны общества играют важную роль в создании качественной образовательной среды. Ведь благодаря им дети становятся лучше с каждым днём.