Виктор Воловьёв: «Взрывник – профессия для сильных»  0+

Взрывники – представители одной из самых важных для БАМа профессий. Без их участия было бы невозможно проложить магистраль через вечную мерзлоту и таёжные леса. Они были задействованы в разных областях: в строительстве железнодорожного пути и прилегающей автотрассы, возведении инженерных коммуникаций и инфраструктуры.

Одним из них был Виктор Владимирович Воловьёв, который с 1978 года трудился на всесоюзной комсомольской стройке. О том, что значило быть взрывником, он рассказал нашему корреспонденту.

Знак ЦК ВЛКСМ «За сооружение Байкало-Амурской магистрали» вручается взрывнику СУ-91 Виктору Воловьёву

Виктор Владимирович, как для вас начался БАМ?

– На БАМ приехал после окончания Роменского индустриального техникума. Моя специализация – «открытые горные работы», поэтому меня и двоих моих друзей определили в трест «БАМтрансвзрывпром», который производил взрывные работы на всей магистрали. Нас раскидали по разным спец­управлениям. Меня направили в Якутию в спец­управление (СУ) 91. Так моя трудовая биография началась с Малого БАМа, немного позднее СУ перевели в Каларский район.

Перед армией, ст.Золотинка, 1979 г.

Что значит быть взрывником?

– Это нелёгкий труд, требующий аккуратности и точных расчётов. Взрывники нужны были везде. Ведь дорогу прокладывали через мерзлоту, непроходимые леса, горы. Впереди шли изыскатели, геологи, потом лесники-лесорубы, которые вырубали лес под просеку. Потом механизаторы на технике, с ними уже мы – взрывники. Помню, как прокладывали портал в Кодарском тоннеле. Начало 1982 года. Гора да гора. Но сказали, что здесь будет тоннель. Высадились тоннельщики. Надо же вырубить ровную стену, чтобы тоннель начали бить. А там такие камни – размером с однокомнатную квартиру. Был декабрь. И вот идёшь с мешком взрывчатки в 42 кг за плечами, тащишь на эти курумы. Ветер, вьюга, аж глаза замерзают. Заложил взрывчатку, взорвал. И так несколько раз в день. Только после взрывников шли бульдозеры. Все работы строго в соответствии с техникой безопасности.

1984 г. Подготовка к взрыву

Сколько взрывников тогда работало?

– В нашем управлении было 12 взрывников. Жили в вагончике. Нас уважали, считали особой кастой, что ли, специалистами. Мои друзья отработали пять лет и уехали. А меня затянул север. Никого уж из взрывников того времени здесь не осталось. Только Александр Сергеевич Колбасенко, с которым учились вместе в техникуме, сейчас проживает в Тынде. Он уже на пенсии.

Ох, и вкусная будет уха!

И проверки были? Всё-таки со взрывчаткой работали.

– Конечно. Очень часто и никто не предупреждал, что приедет инспектор. Он любил внезапно нагрянуть. Помню, произошёл со мной такой случай. В то время я работал на Кодаре. Вместе с напарником мы должны были отработать взрыв, но путёвка на взрывчатые материалы была выписана на меня. Значит, я должен был нажать на кнопку. Но в это время ко мне первый раз приехала моя будущая жена. Я передал всё напарнику и укатил в Чару. А в это время приехал из Тынды проверяющий из технадзора: как? почему не Воловьёв? Он на глазах начальника разорвал моё удостоверение – единую книжку взрывника* со словами: «Нет больше такого взрывника Воловьёва, есть грузчик Воловьёв». И я полгода работал грузчиком: через день ездил в Усть-Нюкжу, куда приходили грузы. Приеду в Чару, поцелую любимую и обратно 300 км. Вот так пострадал за любовь! Потом, конечно, пересдал экзамены, выдали новую книжку взрывника. Так жизнь учила.

Взрыв, выемка 961 км

Более 90 млн кубометров скальных и вечномёрзлых пород было взорвано в течение всего перио­да строи­тельства Байкало-Амурской магистрали.

Не испугали вас север и сложная работа?

– Нет. Наоборот, характер закалил. Да и жили мы весело, дружно. Молодые были. Мне повезло с людьми, которые окружали. У меня было много друзей, все отличные ребята. Они мне на свадьбу подарили ключи от однокомнатной квартиры во временном посёлке. Это был шикарный подарок. Ведь тогда многие семь­и с детьми жили в вагончиках. С благодарностью вспоминаю своего начальника – Колесникова Николая Стефановича, он меня уважал, понимал. А что касается погодных условий, к ним быстро привык. Можно сказать, не почувствовал даже. Увидел как-то на термометре –62 градуса. А так: мороз да мороз. Жить и работать на севере мне понравилось. Здесь вся моя жизнь прошла. Профессии взрывника, прораба, мастера участка теперь знаю от и до. Всё это время работал на одном предприятии, оно только названия меняло. Были и трудные времена, когда работали без зарплаты, но всё пережили, своё управление не бросил. Здесь семья моя появилась, дети родились. Супруга Татьяна всегда была со мной.

Ах, эта свадьба!

БАМ нужен был, по-вашему?

– Тогда слухи ходили, что японцы готовы были построить БАМ за свой счёт. Просили себе по 100 метров от дороги. Значит, БАМ нужен был. Мы жили тем, что строили дорогу в будущее. И она на сегодняшний день пригодилась. Не зря же второй путь строят.

«Золотая» стыковка, ст. Куанда, 1984 г.

Что было, когда строительство БАМа закончилось?

– Продолжил работать на том же предприятии, как, впрочем, и сейчас – тружусь в должности главного инженера. Учу молодых. Только уже не по два мешка взрывчатки таскаю, а по одному (смеётся). Пешком обошёл всю Якутию, Амурскую область, Бурятию, тогда Читинскую область, сейчас Забайкальский край. Взрывник – профессия для сильных. Ни разу не пожалел, что её выбрал, она мне многое дала.

Откуда силы берёте?

– Семья и увлечения. Лес, тайга – это моё. Люблю охоту, рыбалку, собираю ягоды и грибы. В этом силы и черпаю. Я счастлив и в семье, и на работе.

* Единая книжка взрывника – документ, подтверждающий прохождение всех необходимых курсов и инструктажей по безопасности проведения взрывных работ.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять