Взрывники – представители одной из самых важных для БАМа профессий. Без их участия было бы невозможно проложить магистраль через вечную мерзлоту и таёжные леса. Они были задействованы в разных областях: в строительстве железнодорожного пути и прилегающей автотрассы, возведении инженерных коммуникаций и инфраструктуры.
Одним из них был Виктор Владимирович Воловьёв, который с 1978 года трудился на всесоюзной комсомольской стройке. О том, что значило быть взрывником, он рассказал нашему корреспонденту.
Виктор Владимирович, как для вас начался БАМ?
– На БАМ приехал после окончания Роменского индустриального техникума. Моя специализация – «открытые горные работы», поэтому меня и двоих моих друзей определили в трест «БАМтрансвзрывпром», который производил взрывные работы на всей магистрали. Нас раскидали по разным спецуправлениям. Меня направили в Якутию в спецуправление (СУ) 91. Так моя трудовая биография началась с Малого БАМа, немного позднее СУ перевели в Каларский район.
Что значит быть взрывником?
– Это нелёгкий труд, требующий аккуратности и точных расчётов. Взрывники нужны были везде. Ведь дорогу прокладывали через мерзлоту, непроходимые леса, горы. Впереди шли изыскатели, геологи, потом лесники-лесорубы, которые вырубали лес под просеку. Потом механизаторы на технике, с ними уже мы – взрывники. Помню, как прокладывали портал в Кодарском тоннеле. Начало 1982 года. Гора да гора. Но сказали, что здесь будет тоннель. Высадились тоннельщики. Надо же вырубить ровную стену, чтобы тоннель начали бить. А там такие камни – размером с однокомнатную квартиру. Был декабрь. И вот идёшь с мешком взрывчатки в 42 кг за плечами, тащишь на эти курумы. Ветер, вьюга, аж глаза замерзают. Заложил взрывчатку, взорвал. И так несколько раз в день. Только после взрывников шли бульдозеры. Все работы строго в соответствии с техникой безопасности.
Сколько взрывников тогда работало?
– В нашем управлении было 12 взрывников. Жили в вагончике. Нас уважали, считали особой кастой, что ли, специалистами. Мои друзья отработали пять лет и уехали. А меня затянул север. Никого уж из взрывников того времени здесь не осталось. Только Александр Сергеевич Колбасенко, с которым учились вместе в техникуме, сейчас проживает в Тынде. Он уже на пенсии.
И проверки были? Всё-таки со взрывчаткой работали.
– Конечно. Очень часто и никто не предупреждал, что приедет инспектор. Он любил внезапно нагрянуть. Помню, произошёл со мной такой случай. В то время я работал на Кодаре. Вместе с напарником мы должны были отработать взрыв, но путёвка на взрывчатые материалы была выписана на меня. Значит, я должен был нажать на кнопку. Но в это время ко мне первый раз приехала моя будущая жена. Я передал всё напарнику и укатил в Чару. А в это время приехал из Тынды проверяющий из технадзора: как? почему не Воловьёв? Он на глазах начальника разорвал моё удостоверение – единую книжку взрывника* со словами: «Нет больше такого взрывника Воловьёва, есть грузчик Воловьёв». И я полгода работал грузчиком: через день ездил в Усть-Нюкжу, куда приходили грузы. Приеду в Чару, поцелую любимую и обратно 300 км. Вот так пострадал за любовь! Потом, конечно, пересдал экзамены, выдали новую книжку взрывника. Так жизнь учила.
Более 90 млн кубометров скальных и вечномёрзлых пород было взорвано в течение всего периода строительства Байкало-Амурской магистрали.
Не испугали вас север и сложная работа?
– Нет. Наоборот, характер закалил. Да и жили мы весело, дружно. Молодые были. Мне повезло с людьми, которые окружали. У меня было много друзей, все отличные ребята. Они мне на свадьбу подарили ключи от однокомнатной квартиры во временном посёлке. Это был шикарный подарок. Ведь тогда многие семьи с детьми жили в вагончиках. С благодарностью вспоминаю своего начальника – Колесникова Николая Стефановича, он меня уважал, понимал. А что касается погодных условий, к ним быстро привык. Можно сказать, не почувствовал даже. Увидел как-то на термометре –62 градуса. А так: мороз да мороз. Жить и работать на севере мне понравилось. Здесь вся моя жизнь прошла. Профессии взрывника, прораба, мастера участка теперь знаю от и до. Всё это время работал на одном предприятии, оно только названия меняло. Были и трудные времена, когда работали без зарплаты, но всё пережили, своё управление не бросил. Здесь семья моя появилась, дети родились. Супруга Татьяна всегда была со мной.
БАМ нужен был, по-вашему?
– Тогда слухи ходили, что японцы готовы были построить БАМ за свой счёт. Просили себе по 100 метров от дороги. Значит, БАМ нужен был. Мы жили тем, что строили дорогу в будущее. И она на сегодняшний день пригодилась. Не зря же второй путь строят.
Что было, когда строительство БАМа закончилось?
– Продолжил работать на том же предприятии, как, впрочем, и сейчас – тружусь в должности главного инженера. Учу молодых. Только уже не по два мешка взрывчатки таскаю, а по одному (смеётся). Пешком обошёл всю Якутию, Амурскую область, Бурятию, тогда Читинскую область, сейчас Забайкальский край. Взрывник – профессия для сильных. Ни разу не пожалел, что её выбрал, она мне многое дала.
Откуда силы берёте?
– Семья и увлечения. Лес, тайга – это моё. Люблю охоту, рыбалку, собираю ягоды и грибы. В этом силы и черпаю. Я счастлив и в семье, и на работе.
* Единая книжка взрывника – документ, подтверждающий прохождение всех необходимых курсов и инструктажей по безопасности проведения взрывных работ.