Лариса Корюкалова: «Воспитатель должен быть немного актёром»  0+

Коллектив детского сада «Берёзка». Фото из архива детского сада

27 сентября отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Идея этого праздника – помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом.

Директор муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад «Берёзка» Лариса Корюкалова поделилась опытом работы своего коллектива и поздравила коллег с Днём воспитателя.

— Особенность и уникальность нашего детского сада заключается в том, что он один из самых больших: его площадь составляет 4,5 тысячи кв. метров, проектная мощность рассчитана на 350 детей и 14 групп. У нас два музыкальных зала, огромный спортивный зал, светлые просторные группы, есть большая игровая комната, где мы работают кружки дополнительного образования. Оборудовано пространство для занятий детей с ОВЗ. Мы создали мини-музей истории нашей культуры «Русская изба», у нас есть уголок Севера, где дети могут узнать интересные факты о родной природе. У нас большой, красивый, светлый, уютный детский сад, который не уступит ни по внешнему виду, ни по материально-технической базе любому городскому. Моя задача как руководителя: создавать уникальные условия для развития и комфортного пребывания в учреждении детей. Сейчас в наш детский сад ходит 252 ребёнка, работает 12 групп. С ними занимаются 17 воспитателей и один узкий специалист – учитель-логопед. Наш сплочённый коллектив – особая ценность детского сада. Все – от дворника и рабочего по комплексному обслуживанию до повара и воспитателя – добрые, скромные люди, профессионалы своего дела.

Особые слова скажу о воспитателях. Случайных людей в нашей профессии нет. Это люди с большим сердцем, которые искренне любят детей. Воспитатель должен быть немного актёром, чтобы эмоционально и ярко передать малышу необходимые знания, должен быть добрым, интеллигентным, позитивным, образованным, сочетающим в себе черты психолога, наставника и друга, обладать художественным вкусом, чёткой дикцией, уметь петь и танцевать. В нашем детском саду работают воспитатели с большим стажем в профессии, у многих стаж работы более 20, 30 и 40 лет.

Искренне поздравляю коллег с нашим профессиональным праздником. Что бы я хотела пожелать? Мира в душе. Чтобы искорка любви, тепла и доброты была в каждом из них как можно дольше, чтобы были счастливы, здоровы и любимы, чаще улыбались. Побольше чудес, волшебства и добра в жизни. Желаю с удовольствием и настроением ходить на работу и с таким же настроением возвращаться домой. А на работу спешить ради удивительных детских глаз, ради их бесконечной, неподдельной, искренней любви и нашей никогда не повторяющейся, интересной и постоянной «жизни в детстве».


Валентина Мартемьянова: Девочка с косичками

Живые с искоркой глаза, лучики морщинки, добрая улыбка, журчащая как ручеёк речь. Почти 40 лет назад с одной сумочкой и тридцатью рублями в кармане осеннего пальто прилетела в Чару двадцатилетняя красавица – комсомолка Валя Базуева. По зову сердца и газетной статьи в любимой «Комсомольской правде» она приехала на БАМ, имея за плечами три курса Пермского педагогического института и опыт работы старшей пионервожатой. Так началась история педагога и наставника Валентины Александровны Мартемьяновой (в девичестве Базуевой), которая более 30 лет отдала чарской школе, 5 лет проработала в новочарской школе и около 5 лет руководила чарским детским садом «Ручеёк».

Валентина Александровна согласилась рассказать нам немного о себе.

– Родом я с Урала, из таёж­ного посёлка на реке Кама в Пермском крае. Мама работала в детском саду. Она рассказывала, что с детства я возилась с ребятишками – с младшей сестрой и соседскими малышами. А уже с шестого класса работала в садике нянечкой: вытирала пыль, мыла полы. После окончания восьмилетки уже подрабатывала воспитателем. Помню как сейчас, перешла в девятый класс, сопровождая двенадцать первоклассников. Когда пришло время выбора, кем стать, решила, что буду старшей вожатой. Мне это нравилось. Летом работала в детском саду, во время учёбы в школе у меня был подшефный класс. С первого по седьмой класс была рядом с ребятами, с которыми до сих пор общаемся. Походы, сборы, выпуски стенгазет, спортивные мероприятия – всё время проводили вместе. Детей доверяли не только родители, но и педагоги. Частенько в старших классах была в роли классного руководителя у своих подшефных ребят. Папа был против и говорил, что это не профессия, а общественное поручение.

Но кто же в 17 лет слушает родителей?! Втроём с подружками, начитавшись журнала «Вожатый» (информационно-методическое издание в помощь руководителям Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина – прим. авт.), рванули каждая за своей мечтой. Валентина – в подмосковный городок Нахабино, поступать в училище, где учили на пионервожатых. Разве могло остановить отсутствие московской прописки человека, который равнялся на Павку Корчагина (главный герой романа «Как закалялась сталь» – прим. авт.)? Желание учиться любимому делу, вести за собой ребят, организовывать и воспитывать было так велико, что дошла до руководства пионерской организации страны, где её порекомендовали принять в одну из школ города Перми. Так Валентина Базуева стала старшей вожатой школы № 74.

– Год проработала на одном дыхании, – рассказывает Валентина Александровна. – Сейчас вспоминаю, как возила детей на центральную площадь Перми на городском транспорте с пересадками принимать в пионеры. Ничего не боялась. Заработала деньги, домой приехала такая счастливая. Но папа сказал: «Будешь поступать в педагогический институт». И я поступила на математический факультет. Летом отрабатывала практику в лагере «Буревестник». Тоже вожатой. Помню, в отряде у нас были, как сейчас бы сказали, трудные подростки. А нас – три девчонки по 19-20 лет. Как заставить их после отбоя спать? Так вот, я поднимала их в пять утра, и мы бежали с ними до пруда купаться. Возвращались полями, рвали для девочек ромашки. И рассвет ходили встречать за 12 км на Каму. Романтика. Сейчас кучу бумажек по безопасности надо оформить. Понимаю, что так бы уже не сделала! Эти ребята запомнились мне на всю жизнь. Видимо, и я им тоже. Совершенно случайно через много лет меня нашёл один из моих бывших подопечных. Помню его долговязым подростком, а сейчас он – председатель суда в Перми. Сказал, что помнит и лагерь, и наши ночные песни. И добавил, что это время осталось в памяти, как один из самых счастливых моментов жизни. Да, тогда я была девочка с косичками, а сейчас бабушка двух внуков (смеётся).

Не суждено было Валентине стать математиком. Она быстро поняла, что точные науки не для неё. Помогать, преодолевать трудности, воспитывать – это в её характере. Тогда девизом всей молодёжи были слова: «Кто, если не я». Вот и она после третьего курса института решила: «Мне надо на БАМ или в Афганистан».

– В 1984 году уехала с одной сумочкой. Сначала к сестре в Тюмень, уже оттуда в Читу, – вспоминает Валентина Александровна. – У меня была газета «Комсомольская правда», где на всю страницу статья про Таксиминский участок БАМа. Села в поезд, проплакала всю ночь и через несколько дней вышла в Чите. Позвонила в обком комсомола, почему-то не удивились, устроили в гостиницу «Даурия». После встречи с первым секретарём комсомола определилась с выбором, решила лететь в Чару. Прилетела. Это было 18 октября. За бортом – 34 градуса мороза. Я в осеннем пальтишке, по дороге свои перчатки отдала мамочке с ребёнком. Сама доехала до райкома комсомола. Первый день переночевала в гостинице на берегу Чары. Потом поселили меня в избушку-засыпушку (это такое строение с двумя дощатыми стенами, между которыми засыпались древесные опилки, грунт и другие материалы, дававшие тепло суровой сибирской зимой – прим. авт.). И начались мои трудовые будни в чарской школе. Тогда в ней было более 800 учеников. Комсомольские собрания, пионерские сборы, «Зарницы» – всё было, жизнь кипела. Дети были активны. Я и классным руководителем была, и мероприятия проводила.

В коллективе Валентину приняли как знающего специалиста, доверяли. И она трудилась самоотверженно, отдавая всю себя, как комсомольцы – строители дальневосточных городов – герои любимой книги «Мужество» Веры Кетлинской. Ведь сбылась её мечта: быть полезной, помогать, воспитывать. Разве думала она тогда о морозах в -60О и примерзающей к стене кровати? Так жили все и были счастливы. Не пугали даже прохладные отношения с родителями, которые так и не смирились с выбором дочери, бросившей институт и уехавшей на север Забайкалья за мечтой.

Время шло. Своё сердце комсомолка Валентина отдала Сергею Мартемьянову – спорт­смену, человеку с несгибаемой волей и характером. Родились свои дети, появилось хозяйство. Но это никак не мешало работе. Наоборот, заставляло искать новые творческие пути. После 35 лет работы в школах Чары и Новой Чары поступило предложение возглавить чарский детский сад «Ручеёк». И Валентина Александровна с обычной для неё беззаветностью засучила рукава. Учреждение ей досталось в изрядно потрёпанном состоянии: прогнившие трубы, раковины на скотче, сложный коллектив.

– Работала 24 часа в сутки. Детский сад рядом с домом, поэтому в 6 утра я уже там, – говорит Валентина Мартемьянова. – Вникала во всё: как детей встречать, какую еду готовить, как организовать праздники так, чтобы было душевно и интересно всем. Были разные моменты. Никакой работы не чуралась – и унитаз могла почистить. Даже не помню, как свои дети успели выучиться, жениться и выйти замуж. Вся семья помогала, благодарна за это мужу и детям.

И «Ручеёк» расцвёл. В 2019 году начали капитальный ремонт зданий учреждения, сейчас его не узнать, обновили всё – от пола до потолка. Каж­дую группу в детсаду оформили согласно требованиям образовательных стандартов. Закупили новую мебель, шкафы, игровые модули, мягкие уголки. Коснулись изменения и уличных игровых площадок. Скучные деревянные беседки превратились в настоящие сказочные замки. Появилась спортивная площадка.

– Надо работать так, чтобы все были счастливы. Чтоб глаза горели и у детей, и у воспитателей, и у родителей, – уверена Валентина Александровна.

Главный в детском саду, по её мнению, это, конечно, воспитатель. Поэтому так много сил было отдано тому, чтобы не просто найти педагогов, но и поддержать молодых, направить учиться, добиться того, чтобы потом они вернулись в свой коллектив.

– Самое главное в профессии воспитателя – любить детей. И уже через эту любовь организовывать процесс обучения, – делится своим опытом Валентина Александровна.

Сейчас Валентина Александровна на заслуженном отдыхе, занимается внуками. Но не была бы она собой, если бы этим успокоилась. Девочка с косичками, которая живёт в Валентине, однажды вновь поведёт за собой, будет спасать, творить, воспитывать.

Здоровья Вам, Валентина Александровна!


Секреты воспитания от Полины Георгиевны Михайловой, воспитателя детского сада «Берёзка», стаж работы 52 года:

– С детьми нужно разговаривать, как с равным человеком, с уважением, тогда и ребёнок будет отвечать взаимностью. Их нужно просто любить. Они всё чувствуют.

Самым молодым коллегам желаю терпения, постоянно учиться, совершенствоваться, работать над собой. Ведь сейчас всё постоянно меняется, надо использовать новые подходы в воспитательном процессе.

Коллектив детского сада «Берёзка». Фото из архива детского сада

Ветеран педагогического труда Сухомесова Татьяна Ивановна.

В 1974 году начала свою трудовую деятельность в таёжном селе Неляты на берегу Витима. С 1987 года по 31 августа 2023 года работала в детском саду «Ручеёк» воспитателем, 49 лет педагогической деятельности. Имеет нагрудный знак «Заслуженный профессиональный работник Читинской области».

2023 год стал финишной прямой в вашей трудовой деятельности, Татьяна Ивановна. Спасибо за преданность профессии и любовь детям. Здоровья и всех жизненных благ.

Секрет от воспитателя Татьяны Ивановны Сухомесовой: «Быть честной с детьми. И научить самым важным жизненным вещам: дружить, мечтать и познавать мир».


Светлана Астраханцева: «Воспитатель, как универсальный солдат – должен уметь всё»

И. о. заведующей чарским детским садом «Ручеёк» рассказала об уникальности учреждения.

— Наш детский сад небольшой, всего у нас 135 мест. Сейчас к нам ходит 91 ребёнок с полутора до семи лет. В саду шесть групп. Детки у нас хорошие. С ними работают девять педагогов, в числе которых логопед и инструктор по физической подготовке. Наше учреждение работает по программе «От рождения до школы». Ценность нашего детского сада – это наши воспитатели, некоторые со стажем 50 лет. Они передают свой опыт молодым.

Особенность нашего детского сада в том, что он небольшой, уютный. У нас дети и воспитатели – как одна большая дружная семья. По-семейному, с любовью мы встречаем каждое утро наших ребят: обнимаемся, беседуем, нежим самых маленьких. Воспитатель проводит занятия по математике, развитию речи, коммуникации, подготовке к грамоте, учит рисованию, лепке. Он, как универсальный солдат – должен уметь всё! Но главное качество для педагога в детском саду – терпение. Нужно учиться находить подход к каждому ребёнку, каким бы они ни был капризным или особенным. Хочу пожелать в профессиональный праздник всем коллегам отличного здоровья, терпения, творческих успехов и чтобы впереди у них было всё только самое лучшее. Обращаю внимание родителей: всестороннее развитие личность ребёнка может получить только в детском саду. Есть же такие родители, которые не хотят вести в детский сад своих деток, говорят: «Мы сами дома будем обучать». Детский сад развивает и социальные навыки, и общение, и творчество. Это первый коллектив, который даёт все эти навыки.


Елена Грищенко: «У нас дружный устоявшийся коллектив»

Заведующая куандинским детским садом «Рябинка» рассказала о работе учреждения и поделилась ближайшими планами.

— Наш детский сад работает с 1989 года, пережил и хорошие, и трудные периоды. Первоначало в нём функционировало 12 групп, но во времена низкой рождаемости их число сократилось до двух. В 1990-е годы сад практически закрыли. Но сейчас ситуация улучшилась, и уже работают пять возрастных групп. В них трудятся шесть педагогов. Одна из них – Вульферт Валентина Фёдоровна, которая имеет стаж более 30 лет. Коллектив у нас молодой, энергичный, дружный, устоявшийся. Практически нет текучести кадров. Особая гордость – наши детки, которые, придя в начальную школу, показывают хорошие знания. В последние годы улучшилась материальная база. Мы поменяли окна, установили новый забор. Но нам не хватает капитального ремонта здания. Сейчас уже составлена смета для его проведения. С нетерпением будем ждать. Для дальнейшего развития образовательной программы, конечно, хотелось бы привлечь узких специалистов, таких как психолог, дефектолог. Верю, что дошкольное образование будет совершенствоваться, улучшаться.

Поздравляю коллег с нашим профессиональным праздником – Днём воспитателя! Желаю здоровья и оптимизма.


Александра Халикова: «Для наших воспитателей нет трудных детей»

Директор икабьинской школы № 3 рассказала, как живут детские сады в самых отдалённых посёлках Каларского округа:

— Детские сады в сёлах Икабья и Чапо-Олого являются структурными подразделениями нашей школы. Икабьинский детсад «Сказка» открылся в 2018 году. Там более 20 лет не было дошкольного учреждения. Сейчас в нём есть всё необходимое для полноценных занятий и развития ребят от полутора до шести лет: новое оборудование, педагоги, имеющие большой опыт работы. Учреждение посещают 25 малышей. С ними занимаются логопед, психолог, преподаётся хореография, проходят музыкальные занятия. У нас вкусно кормят, об этом говорят сами дети. Лишь два года назад в нашу семью вошёл чапо-ологский детский сад «Северяночка». Там с пятью детьми работает молодой воспитатель, имеющий высшее образование.

Человек, который работает с душами детей, должен быть добрым, отзывчивым, внимательным. Все эти качества есть у наших педагогов, поэтому для них нет трудных детей.

В профессиональный праздник всем коллегам желаю творческих успехов, сил, здоровья и терпения!

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять