3 августа свой профессиональный праздник отмечают работники железнодорожной отрасли: машинисты, диспетчеры, слесари по ремонту подвижного состава, проводники и многие другие.
Помимо тех, чья работа видна пассажирам, есть немало специалистов, чей труд, незаметный на первый взгляд, играет ключевую роль в обеспечении безопасности движения. Это путейцы, дежурные по переезду, монтажники и другие.
Уже почти 20 лет дорожный мастер Новруз Валиев, награждённый медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, занимается «лечением» земляного полотна в границах Новочарской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги. В интервью нашему корреспонденту он рассказал о своей работе:
– В мои обязанности входит очистка водоотводных канав, обеспечение безопасности движения в период паводков и, самое главное, содержание земляного полотна железной дороги. Протяжённость моей зоны ответственности – 218 километров. Со временем под воздействием осадков и оттаивания многолетней мерзлоты полотно деформируется, что приводит к неисправностям железнодорожного пути.
Самая большая проблема на центральном участке БАМа – это многолетнемёрзлые грунты в основании земляного полотна и его деградация. Моя работа – предотвратить деградацию многолетней мерзлоты в основании земполотна. Я занимаюсь самыми сложными участками, их у меня 135. За каждым веду наблюдение. Кроме этого, строю сооружения, которые позволяют остановить оттаивание мерзлоты.

– Что они из себя представляют?
– Это солнцеосадкозащитные навесы, сделанные, можно сказать, из подручных материалов. Но при правильном, научно обоснованном расчёте они выполняют свою главную задачу: отводят от участка солнечную радиацию, не допускают инфильтрацию осадков, а зимой способствуют глубокому промораживанию земполотна. Благодаря этому лёд в грунте не тает и земляное полотно стабильно, пути не деформируются. А значит, поезда идут с установленной скоростью. И наш младший брат – монтёр пути уже не работает на этом участке, он доволен и рад.
– Это ваше личное изобретение?
– Можно сказать, что да. Оно основано на практике и ежедневной борьбе с вечной мерзлотой. Ведь 66 % территории России покрыто ею. Впервые я столкнулся с этой проблемой ещё в 1986 году, когда приехал строить БАМ. Но тогда работал бригадиром, мастером, главным инженером, мне некогда было этим заниматься. А когда стал мастером земполотна, то это стало моей прямой обязанностью. Более того, мне нравится изучать эту тему. На личные средства приобрёл приборы, датчики, строительный материал. Чтобы понимать, как поведёт себя многолетняя мерзлота при определённых погодных условиях, я измеряю температуру в специальных термоскважинах глубиной более 20 метров. И делать это приходится и днём, и ночью, и в снег, и в дождь. С проектировщиками, строителями приходится договариваться, чтобы можно было вести научно обоснованное наблюдение. На своём участке специальные сооружения применяю с 2007 года. И здесь поезда ездят без ограничения скорости. Меня многие машинисты спрашивают: «Когда на этом месте навес построишь, когда на том?»
– Получается, что вы доказали эффективность таких сооружений. Где-нибудь ещё применяется ваш метод?
– Не так широко, как хотелось бы. В моих исследованиях мне очень помогал профессор Валентин Георгиевич Кондратьев, которого считаю своим учителем. Под его руководством выполнил значительную часть работы. К сожалению, в 2018 году он ушёл из жизни. Регулярно отправлял Валентину Георгиевичу результаты своих наблюдений, и он оказывал неоценимую помощь в их обработке. Мне довелось выступить с докладами на научных конференциях в Чите, Иркутске, Новосибирске и Тынде. С 2010 по 2019 год регулярно посещал Российский университет транспорта (МИИТ), правда, за свой счёт. Результаты моих исследований и наблюдений были опубликованы и стали доступны широкому кругу специалистов. Благодаря этому мой метод борьбы с деградацией мерзлоты начал применяться и на других участках железной дороги, хотя, возможно, пока не так активно, как хотелось бы. Например, при строительстве второго пути на перегоне Салликит – Сакукан институтом запроектированы мои сооружения в десяти местах, но пока они не построены. В прошлом году начальник мерзлотной станции сообщил, что на Дальневосточном участке БАМа, где ранее широко применялась скальная наброска, планируется строительство навеса над охлаждающей скальной наброской, по решению ОАО «РЖД». Считаю практическим прорывом то, что руководство Восточно-Сибирской железной дороги планирует разработать масштабную программу по строительству таких навесов в наиболее проблемных местах. Это огромная радость для меня. И ещё большее удовлетворение я испытываю, когда слышу слова благодарности от машинистов и путейцев.
– У вас есть специальное образование? Откуда такой интерес к науке, к вечной мерзлоте?
– Когда я учился в Грузинском политехническом институте в Тбилиси, мне попалась статья о вечной мерзлоте. Всего полторы страницы, но они открыли мне этот мир. По образованию я инженер-строитель путей сообщения, так что сама тема мне была близка. Во время строительства второго пути на БАМе мы столкнулись с проблемой деградации мерзлоты при сдаче отдельных участков. Я начал самостоятельно изучать литературу, ведь наука не стоит на месте. Основательно заняться этой проблемой я смог, когда стал дорожным мастером. Это дело, которое я люблю всей душой. Мой кабинет весь в фотографиях – я называю его «эрмитаж земполотна». Каждая конструкция, которую я возвожу, уникальна, создана специально для конкретного места. Часто приходится приспосабливать каждый элемент, чтобы он идеально встал на своё место и принёс максимальный эффект. А чтобы рабочим было легче, я сам больше их бегаю вверх-вниз.
– А что будете делать дальше?
– Продолжу бороться с мерзлотой, пока есть силы. Я мог бы защитить докторскую, но научный русский язык для меня всё ещё трудноват. Хотя не раз после конференций ко мне подходили профессора, пожимали руку и отмечали, что мой доклад был самым искренним и научно обоснованным. Никаких выдуманных цифр – всё знаю наизусть, всё измерено своими руками, всё исхожено ногами. Хочется, чтобы построенные мной солнцеосадкозащитные сооружения служили людям, делая железнодорожные поездки и безопасными, и быстрыми.
От редакции: Поздравляем всех, кто связан с железнодорожной магистралью, с профессиональным праздником. Желаем, чтобы ваш жизненный путь прошёл по рельсам вечной удачи, через шпалы успехов и побед. Постоянно двигаться в нужном направлении, не уставать от работы, наслаждаться романтикой железных дорог!