Сергей Сониев: дорога на БАМе длиной в жизнь  0+

Фото из архива Сергея Сониева

«Кто не знает Сониева, тот на БАМе не работал», – говорят водители стройки века. Наш рассказ именно о нём – водителе автобазы «БАМтоннельстроя» Сергее Савельевиче Сониеве.

Фото из архива Сергея Сониева

Испытание севером

Готовность прийти на помощь тем, кто нуждается, – вот главный принцип Сергея Сониева, который он пронёс через всю жизнь. Водитель никогда не отказывался от выхода в рейс: в любую погоду и на любую трассу он смело отправлялся в путь. Благодаря опыту и мастерству он выполнял задания и помогал тем, кто не мог справиться с дорогой. «Случалось, что меня бросали, но я никого никогда не брошу в дороге», – обозначил свой принцип дальнобойщик. Расчищая затор на перевале, Сониев впервые сел за рычаги трактора. Несмотря на это, он расчистил снежный завал и пропустил десятки единиц техники, вставшей из-за снежного заноса. А скольких бамовцев и местных жителей он перевёз в кабине своего грузовика! «Когда на БАМе ещё не существовало регулярного пассажирского сообщения, дальнобойщики были настоящими таксистами», – вспоминает Сергей Савельевич. Умение дружить и подать руку помощи обеспечили Сониеву признание и уважение среди бамовцев.

Фото из архива Сергея Сониева

Кроме этого, Сониев был ещё и удивительным мастером своего дела: он не только мастерски водил машины, но и умел модернизировать их для выполнения задач, встающих перед бамовскими шофёрами. В 1977 году, когда началась одновременная проходка Байкальского и Северомуйского тоннелей, на бурятском участке строительства магистрали возникла потребность в особой технике. Для перевозки 12-метровых труб требовались прицепы-длинномеры. Но на автобазе имелись только четыре лесовоза, которые можно было так или иначе задействовать для решения задачи. Однако и они не могли в полной мере справиться с задачей: полуприцепы лесовозов оказались на три метра короче, чем трубы, а тягачи МАЗ-504 не подходили для преодоления перевалов. Водители этих машин понимали практическую невыполнимость задачи и были готовы уволиться, чтобы не выполнять заведомо провальное распоряжение. Но Сергей Савельевич нашёл выход: он придумал конструкцию, способную удлинить прицепы, а вместо недостаточно эффективных цепей одел на колёса тракторные гусеницы, которые не позволяли технике скользить на перевалах.

Фото из архива Сергея Сониева

Подобными интересными преобразованиями Сергей Сониев занимался вместе с другом – Николаем Брежневым. Они познакомились, когда Николай взял на буксир застрявший на перевале автомобиль Сергея. Брежнев первым на БАМе установил на свой «Урал» мотор от германского самосвала «Магирус». Друзья переставляли узлы и агрегаты от одних моделей автомашин на другие, переделывали грузовые прицепы под перевозку горючего и делали многое другое. Более того, Сониев и Брежнев нашли способ поднимать технику, рухнувшую с перевала. «Если одному человеку удалось что-то создать, то почему другой не сможет в этом разобраться, починить это или улучшить?» – говорил Николай, а Сергей ценил его и как рационализатора, и как друга, который стал ему настоящим бамовским братом.

Фото из архива Сергея Сониева

Многие из рацпредложений были настолько дерзкими и новаторскими, что внедрять их открыто Сергей Савельевич не решался. В частности, речь идёт о буксировке одним тягачом двух прицепов, сделанных из рам автомобилей «Урал». Для того чтобы загрузить оба и не вызвать вопросов, на загрузку Сониев съездил два раза — с первым и вторым прицепом по очереди. А после этого, присоединив один прицеп к другому, Сергей Савельевич отправился в рейс. Шофёры встречных машин привезли на базу известие о необычном тягаче, но остановить его было уже невозможно. Вопреки опасениям, Сониев не понёс наказания за эффективное новшество, а рацпредложение было внедрено и получило распространение.

Фото из архива Сергея Сониева

Однажды находчивость Сергея Савельевича позволила не замёрзнуть целому посёлку Гранитному. База в Усть-Куте прекратила отгружать дизельное топливо. Целая автоколонна из десятков машин была вынуждена вернуться порожняком. Сониев же попросил загрузить его автомобиль маслом. Смекалка и способность найти нестандартные решения помогали ему раз за разом выполнять невыполнимые для других задания. Это заинтересовало начальство, и Сергей Савельевич стал бригадиром. Долгое время его коллектив удерживал переходящее Красное знамя автомобильного транспорта СССР. О достижениях бригады и самого Сергея Савельевича упоминается в десятках книг и сотнях газетных публикаций. Сам Сониев был включён в число десяти кандидатов на присвоение звания Героя Социалистического Труда. Звезду Героя водитель так и не получил, однако в 1985 году стал почётным участником советской делегации на проходившем в Великобритании съезде профсоюзов железнодорожного транспорта. В Лондон бригадир отправился вместо привычного рейса по бамовским дорогам: перед тягачом Сониева просто закрыли ворота, а самого водителя отвезли в магазин «Багульник», где вместо старой спецовки одели с иголочки и проводили в аэропорт. Так Сергей Савельевич стал вторым человеком из Бурятии, принявшим участие в представительном международном мероприятии.

Фото из архива Сергея Сониева

Когда Сергей Савельевич уходил на заслуженный отдых, сотрудники пенсионного фонда были удивлены его зарплатой. Её сумма составляла громадные по тем временам 1350 рублей. На её размере сказывалось сразу несколько факторов. Во-первых, производительность труда резко повышали уже известные нам рацпредложения. Во-вторых, при плане в 5-6 рейсов в месяц Сергей Савельевич делал целых десять. «Я практически жил в машине», – вспоминает ветеран. А в-третьих, всё это было бы невозможным без такой системы оценивания труда, при которой эффективная работа и переработка замечались и даже поощрялись. Энтузиазм и добросовестность ценили, а не пользовались ими.

Фото из архива Сергея Сониева

Но сидеть сложа руки наш герой не мог. На участке у дома он собрал из металлолома два автомобиля «Урал», снабдив их дизельными моторами от МАЗа и КамАЗа. Одно из детищ мастера пересекло почти всю страну: знакомый, который его приобрёл, переехал в Самарскую область. Грузовик пригодился новому владельцу на уборке урожая: мощная и проходимая машина стала единственной, которая смогла преодолевать непроходимые для остального транспорта участки. В то тяжёлое время колхоз не мог рассчитаться с водителем деньгами, поэтому за работу водитель сониевского чудо-«Урала» получил целый дом. «Спасибо, Сергей! Твоя машина заработала мне на дом!» – такое письмо Сониев получил той же зимой.

Фото из архива Сергея Сониева

Испытание деньгами

В девяностые Сергей Савельевич стал предпринимателем. Дела шли хорошо, но, в отличие от многих бизнесменов тех лет, Сониев не зазнался и не стал так называемым новым русским. В нелёгкое время он поддерживал своих коллег чем мог. «Я не мог не помогать, ведь у меня были деньги, а у тех, кому они нужнее, денег не хватало», – признаётся Сониев. В последнем письме один из знакомых Сониева написал жене: «Если не будет денег на похороны, обратись к Серёге». Разумеется, Сергей Савельевич не отказал – он не мог поступить иначе. И это лишь один случай из большого числа других. «Я – простой работяга. Разве я не помогу таким же простым людям, как я?! Да и к кому им было идти за поддержкой – к новым русским, которые ни о чём, кроме обогащения, думать не хотели?» – рассуждает Сергей Савельевич.

Испытание властью

Сергей Сониев являлся депутатом нескольких созывов Северобайкальского горсовета. На новом месте он старался помочь всем, кто к нему обращался. «Люди мне доверяют, люди за меня голосовали, а значит, их проблемы – мои проб­лемы. Человек должен оставаться человеком всегда и везде, какой бы пост он ни занимал». Сергей Савелье­вич никогда не понимал, когда в депутаты рвались люди, фактически не знающие жизни простого народа – своих избирателей. Имея право спрашивать с чиновников, водитель нисколько не зазнался. Будучи депутатом, заслуженный ветеран продолжал трудиться: он участвовал в строительстве второго Байкальского тоннеля. Всего Сониев участвовал в строительстве пяти тоннелей.

Фото из архива Сергея Сониева

Через все испытания Сергей Савельевич прошёл с достоинством. Его ничто не сломило и не испортило: в каждой ситуации он находил возможность чему-то научиться, проявить себя, помочь ближним. А главное, несмотря на годы и опыт, Сергей Сониев остался собой – позитивным и отзывчивым человеком, который молод душой и полон сил.

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять