Памяти Инны Мальчакитовой: ушла целая эпоха каларской жизни  0+

Фото из архива газеты «Северная правда»

2022 год для Каларского округа стал противоречивым: были и важные приобретения, но имели место и значительные потери. В конце декабря из жизни ушла автор эвенкийской страницы «Северной правды», преподаватель эвенкийского языка и декоративно-прикладного искусства икабьинской школы Инна Юрьевна Мальчакитова.

С каждым человеком, особенно таким, как Инна Юрьевна, уходит целая эпоха – эпоха тех, кто делал всё для того, чтобы их родная культура, язык, традиции продолжали жить в следующих поколениях эвенков.

Инна Мальчакитова была настоящей защитницей эвенкийской культуры: в ней самой жил неиссякаемый источник всего, что связано с той традиционной жизнью эвенков, которая сейчас находится на грани исчезновения. Инна Юрьевна принадлежала ещё к тому поколению эвенков, которые с самого раннего детства кочевали в тайге, «дружили» с оленями. Мама передала маленькой Инне все секреты шитья и изготовления одежды из оленьей шкуры. И не только одежды, но и обуви, которая у эвенков традиционно делилась на зимнюю – амчуры и кульпаки, представляющие собой длинные унты на всю ногу, и летнюю – алотчи, особенность которых заключалась в том, что их обязательно делали водонепроницаемыми, ведь кочующим эвенкам приходилось то и дело переходить через таёжные речки. Все эти знания Инна Мальчакитова передавала и своим ученикам. Вообще, она часто рассуждала о связи поколений, которая, согласно её тонкому видению мира, должна быть очень чётко налажена. Но это не должно быть, что называется, игрой в одни ворота – не только молодые должны перенимать опыт старших, но и старшие также должны интересоваться, чем живёт молодое поколение. Инна Мальчакитова была уверена в том, что чем больше сами эвенки общаются друг с другом, тем больше шансов на то, что эвенкийский язык продолжит жить. Отношение к родному языку у Инны Юрьевны было почти священное. Наверное, этот же эпитет можно применить и к тому, как она относилась к оленю – животному, с которым каждый представитель эвенкийского этноса неразлучен с самого раннего детства. Олень – кормилец и настоящий друг. Она всегда говорила о том, что именно олень – центр эвенкийской вселенной, функционирующей по законам, которые передавались у эвенков из поколения в поколение и нарушение которых наверняка не принесёт народу добра. Да и как ни крути, никуда не потеряется то, что было заложено в человеке ещё в детстве. Так произошло и с Инной Мальчакитовой, которая уже в зрелом возрасте запела. Запела эвенкийскую песню. Как она сама вспоминала, ей казалось, что как будто бы этот дар проснулся в ней после долгого сна, и она почувствовала, что им нужно непременно делиться с окружающими. Ведь дар – он от Бога, и значит, ты не имеешь права присвоить его самому себе. Песня – неотъемлемая часть народного фольклора, а эвенкийский фольклор Инна Мальчакитова знала, любила и опять же не держала эти знания в секрете, а, наоборот, отдавала их людям, в том числе и читателям «Северной правды», которые всегда очень ждали от неё новых стихов, мифов, народных сказок. Задачу сказки она формулировала, как «нравоучение», но в позитивном ключе. Сказка позволяет ребёнку впитать в себя красоту родного слова, его величие и вместе с этим и глубину своего народа, его мудрость. Ещё одной страстью Инны Юрьевны была вышивка – традиционные эвенкийские орнаменты непременно украшают костюмы и обувь. А орнаментов этих великое множество. И возрождение этих ремёсел, в том числе и резьбы по кости, инкрустации по дереву и металлу, было своего рода мечтой Инны Мальчакитовой.


Всё же в какой-то степени удивительной была преданность Инны Мальчакитовой эвенкийскому языку. И преданность эта была неподдельной. То, с какой любовью она занималась всем, что было связано с родным языком, говорило само за себя. И то, что Инна Юрьевна говорила, тоже показывало в ней эту преданность. «Родной язык – он просто родной, и всё. Красивый наш язык. Мне нравится произносить слова на эвенкийском, пусть сейчас я и не так часто на нём говорю, – рассказывала Инна Юрьевна. – Мне очень приятно и радостно говорить на своём языке – певучем, нежном: на нём песни очень красиво звучат. Я помню, что дедушки, бабушки, когда друг с другом виделись, говорили напевно, протяжно, радостно. А в тайге, когда эвенки встречали друг друга, они пели песни, радуясь этой встрече».

Наверное, и сейчас где-то там Инна Мальчакитова, окружённая своими предками, поёт свои любимые эвенкийские песни, рассказывает сказки, а может, и просто наносит на одежду орнаменты. Одним словом, делает то, что делало её счастливой и заставляло улыбаться. Пусть и сейчас эта улыбка озаряет её лицо и лица тех, кто о ней вспоминает…

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять