Медвежий праздник

Свои детские и отроческие годы я провела в эвенкийском селении Тунгокочен на севере Читинской области (с 2008 г. – Забайкальский край). Училась в одной школе с детьми орочон, оленных людей. У нас всё было общее – игры, забавы, хоровод «осора» (круг жизни – эвенк. яз.).

Изредка родители-эвенки с караваном навьюченных оленей прибывали в наше северное селение проведать своих детей – воспитанников пришкольного интерната. Тогда ночи напролёт за селом горели костры, эвенкийские нимнгаканы (сказители – эвенк. яз.), собрав вокруг себя детвору, рассказывали волшебные сказки, в которых камни – мыслящие существа, деревья чувствуют боль, а таёжные духи опекают своих питомцев и наказывают тех людей, что не умеют беречь природу и живой мир.

В декабре, когда морозы набирали силу, орочоны отмечали «медвежий праздник». И тогда мистерии нимнгаканов длились ночи напролёт…

В старину разные северные народы отмечали этот праздник по-разному. На Сахалине, например, медведя отлавливали ещё по осени и держали взаперти до наступления зимнего месяца, когда пурга ярится, а снежные заносы выше яранг, и ни зверя, ни рыбы не добудешь. Вот тогда медведя закалывали и пировали неделю, поедая мясо сакральной жертвы.

У коренных северян-забайкальцев отношение к медведю более трепетное. На амаку охота была запрещена. Да и у кого из орочон поднялась бы рука на своего прародителя, по существу, родного деда?!

Случалось, правда, и такое… Во время длительной голодовки, когда таёжные жители не могли добыть себе пропитание, шаман отправлялся к берлоге медведя – а место зимней спячки хозяи­на тайги звероловам удавалось отследить заранее – и спрашивал согласия «босоногого старика» (иносказательное название косолапого зверя) принести себя в жертву ради спасения своих внуков и правнуков (людей) от неминуемой смерти. Амака и во время спячки мог расслышать мысленные послания шамана и давал согласие. Лишь тогда хозяина берлоги забивали. Таёжники, разделывая тушу, просили прощения у добровольной жертвы, а после собирали кости съеденного медведя – все до единой, чтобы он при желании мог воскреснуть.

Но чаще всё-таки было иначе. 

< . . . >

Уважаемые посетители сайта. Полную версию статьи и две сказки — «Мудур-крылатый и охотник Одул» и «Диа и Баручи», а также и другие материалы вы можете прочитать только в газете «Северная правда», №№ 51-52 от 23 декабря 2020 г. Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.

Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) — 650 руб.
Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь.
Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять