Эвэнкил орорвор пастудяна, бэйӈэлвэ, бэюрвэ бултадяна кануду бидепкил. Эвэнкил орорди бидепкил. Эвэнкилду орон тар – дю, нулги, дебгэ. Тадук орон эвэнки гиркин. Орон окин-да эвэнкиду бэлэтчэпки. Эвэнкил гунипкил: «орон ачин – эвэнки ачин».
Калар дуннэду кэтэ общинал биһи. Тар общинал оровор пастудяпкил, бултапкил. Тар сол, эӈэһил, бэркэл бэел, нуӈартын орорвор сот аявупкил. Амтылдук тар бэел аят орорвор карайдями алагучатын. Эткэн би умун общинали улгучэндеӈэв. Тар община «Орон» гэрбин. Тар общинаду дюр акнил һаваливкил: Павлов Вячеслав Григорьевич тадук Павлов Илья Григорьевич. Тыкэ-дэт акнил кануду һэгдылчэл, эткэн нуӈартын амтыл һоктолитын ӈэнэпкил. Нуӈартын итылвэ, одёлвэ аят сапкил, аят орорвор караипкил, бэйӈэлэ, бэюрвэ бултапкил. Мунду Вячеслав Григорьевич улгучэнэн, он община бидерэн.
Для эвенков оленеводство служит одним из основных видов хозяйственной деятельности наряду с охотой. Олень играет важнейшую роль в жизни эвенка и составляет основу его жизни в лесу. Для эвенка олень – дом, транспорт, пища и, конечно же, друг, который всегда поможет в трудной жизненной ситуации. Поэтому эвенки говорят: «Орон ачин – эвэнки ачин (Нет оленя – нет эвенка)». У нас в Каларском районе имеется достаточно общин, которые занимаются оленеводством и охотой. И это любимое дело для них, которое помогает им выжить в тайге и которому они научились от своих предков. Сейчас хотелось бы рассказать об одной из этих общин. Это община коренных малочисленных народов Севера – эвенков «Орон» («Олень»). Председателем правления общины является потомственный оленевод-охотник Павлов Вячеслав Григорьевич и помогает ему его брат Павлов Илья Григорьевич, который также является искусным охотником-оленеводом. Всю свою сознательную жизнь Вячеслав Григорьевич с братом провели в лесу, занимаясь привычными для эвенка делами: охотой, оленеводством. Вот и живут братья, следуя зову предков, продолжая дело своего деда и отца. О деятельности и проблемах общины нам поведал Вячеслав Григорьевич
– Вячеслав Григорьевич, экунди сунӈи община бидерэн? Чем занимается Ваша община?
– Общинам минӈи гэрбин «Орон». Бидерэп амиканми бугадун, бираду Эбгаг. Ороным няма дюрдяр. Боло актадяна таӈчавун. Бидерэп илани: нэкуным, умун бэе Нюгдядук. Бидерэп бултанал, андагия, бэюнэ.
Община наша называется «Орон». Мы живём на территории, на которой когда-то жил наш дедушка, на берегу реки Эбгаг. У нас примерно 120 оленей. Осенью, когда кастрировали, посчитали. Мы живём втроём: я, брат и с Усть-Нюкжи ещё оленевод. Живём, охотимся на дикого оленя, соболя.
– Эма проблема эткэн обшиналду биһин? Он гунмучэденны? Как Вы думаете, какая у общин сейчас основная проблема?
– Орорвор пастудями ургэ оча. Кутурукичел кэтэлчэл, олус орорво манадяра сомат. Нонон аяя ядва бупкил бичэл. Эткэн ядва бупкил, тар эпки бэлэттэ, олок надая ачин. Кутурукичел эпкил мэдэмэттэ тара. Тар олус һэгды проблема. Он орор тэли кэтэлдеӈэтын? Сонӈачарва кутурукичел манапкил. Пэктырэвурди кутурукичелва кейми со ургэ. Он эвэнкил тэли бидеӈэтын? Орон ачин одяӈан. Эвэнкил орорди бидерэ.
Сейчас оленей пасти тяжело стало. Волков очень много стало. Они всех оленей истребляют. Раньше хороший яд давали. Сейчас яд дают, он совсем не помогает, от него пользы нет никакой. Волки его даже не замечают. Это очень большая проблема. Как олени тогда размножаться будут? Телят волки истребляют. А ружьём волка очень трудно добыть. Как тогда эвенки будут жить, если оленей не будет? Эвенки только с помощью оленей и выживают.
Тэде, эр со һэгдыгу проблема эткэн оран. Нонон эӈкин тыкэ бирэ. Кутурукичел эчэ кэтэ бирэ. Эвэнкил мэртын аят кутурукичелвэ кеипкил бичэтын. Сома аяя ядва нонон эвэнкилду буӈкитын. Нонон бэйӈэл эӈкитын таргачир бирэ. Бэйӈэл тогово, самӈирва ӈэлиӈкитын. Эвэнкил тогово иладеӈэтын, тар бэйӈэ һурупки. Бэйӈэл бэелвэ ӈэлиӈкитын. Эткэн экуна-да эпкил ӈэлерэ. Бэелдулэ мэртын дагамапкил. Того биһин, экун-да биһин. Орон – тар эвэнки бидэн. Орон ачин одяӈан, эвэнки ачин одяӈан. Он ороно ачин эвэнкил бидеӈэтын. Эвэнкил орорди нулгиденэ, бэйӈэлвэ, бэюрвэ бултадяна бидепкил.
Действительно, эта проблема в настоящее время является острой. А ведь раньше не было так много волков, и эвенки справлялись при помощи яда, который был намного эффективнее. Да и звери боялись людей, дыма, близко не подходили. Стоило только эвенку развести костёр – и зверь исчез. Звери боялись посторонних звуков, шума, сейчас они ничего не боятся. Это проблема сохранения оленеводства, как традиционного типа хозяйствования северного народа и сохранения самого этноса. Ведь без оленя эвенк не сможет жить полноценной привычной ему жизнью, вести кочевой образ жизни, разводить оленей, охотиться.