Эвенкийский Новый год

Празднование эвенкийского Нового года мне довелось наблюдать в Республике Бурятии, в эвенкийском Баунтовском районе в конце 20-го века. Праздник осовременен и несколько сместил акценты. Сейчас это скорее театрализованное представление. Но расскажу обо всём по порядку.

Эвенки из разных регионов страны собрались в Республике Бурятии на встречу Икэнипкэ (так теперь звучит название праздника). Здесь были коренные северяне из Якутии, Красноярского края, прибыли гости из Иркутской и Читинской областей и, конечно же, сами баунтовцы, курумканцы и эвенки из Улан-Удэ. Все были рады возможности пообщаться, показать свою удаль на спортивных состязаниях и острый ум на турнире любителей загадок – своих, эвенкийских. …На календаре июнь. Из Читы уезжаю в тридцатиградусную жару. Но на границе с Бурятией начал моросить дождь. Река ещё не освободилась ото льда, холодный дождь разошёлся вовсю, порывы ветра при переправе на пароме через Витим доставали, казалось, до самых костей. От холода зуб на зуб не попадал. Д-д-да, с-север – это север. Но вот, наконец, и посёлок Багдарин. Разместились в пришкольном интернате (дети уже разъехались по своим селениям), напились горячего чаю, и настроение улучшилось. Вот только… обряд встречи Икэнипкэ, запланированный на Шаман-горе, и состязание эвенкийских бегунов и силачей на стадионе, казалось, должны были неминуемо сорваться. Праздновать, увы, предстояло в четырёх стенах – под крышей. Дождь и ветер и не думали униматься. Но местные жители шепнули: не всё потеряно. Эвенкийский шаман Ермил Берелуев, он приехал в составе делегации от Курумканского района Республики Бурятии, ушёл на священную гору – просить Духов унять дождь. Чтобы скоротать ожидание, расскажу о священной, или Белой, горе, у подножия которой расположен посёлок Багдарин, что по-эвенкийски означает «белый». Гора, та часть, что обёрнута к посёлку, и впрямь оголённая, отливает белизной, как груда кускового сахара. А вот вторая её половина – тёмная и скалистая, покрыта растительностью. Геологи происхождение белого цвета каменистых горных отрогов объясняют просто: в недрах упрятаны богатые залежи известковой породы. Строители в два последних десятилетия порядком повредили поверхность той стороны горы, что обращена к посёлку, – черпали ковшами экскаваторов грунт для засыпки дорог, сырьё для производства извести. Но не всех жителей Баунтовского района это устраивает. По мнению эвенков, выемка грунта равносильна изъятию органов у живого существа. Духи священной горы этого не простили, поэтому перестали помогать людям. Оттого и появились неведомые прежде в тайге болезни, вымирают кочевые рода Дятла, Лебедя, Карася… Впрочем, старинная эвенкийская легенда о Шаман-горе гласит иное. Прежде обе её половины были… белыми. Но как-то нечистая женщина (теперь сказали бы иначе: «в свои критические дни») ступила на горную тропу, и под её ногами гора тотчас потемнела от гнева. Дело в том, что эта эвенкийка нарушила Табу. В старину женщины тайги в такую пору не смели покидать чум. Это спасало им жизнь. У диких хищных зверей – волков и медведей – нюх очень острый, и они непременно поспешили бы на запах свежей крови… По этой причине таёжниц в их особые дни прятали. Все три дня недомогания за ними ухаживала эвенкийка, старейшая в роду, поила их мясным бульоном и отваром из трав. Мудрый обычай позволял будущим матерям не только избежать встречи с хищниками, но и уберечься от простуды, сохранить здоровье, родить крепких ребятишек. Далеко не так сейчас. Около семидесяти процентов женщин и девушек-эвенкиек страдают воспалительными заболеваниями мочеполовой системы. Забвение традиций мстит за себя. Север суров и требует особого, выверенного веками поведения, особой одежды, питания.

< . . . >

Уважаемые посетители сайта. Полную версию статьи вы можете прочитать только в газете «Северная правда», №24, 2020 г. (стр. 8-9). Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.

Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) — 650 руб.
Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь.
Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять