Романтик, покоривший тайгу

Уже 1 августа 1974-го суда причалили к северному берегу Байкала. Здесь уже робко пробивались первые всходы великой стройки...

Все мы отмечаем большие всенародные праздники: Новый год, 8 Марта, День Победы… Кроме того, у каждого из нас есть и свои маленькие личные и семейные праздники, как то: день рождения, годовщина свадьбы, дни рождения детей. Иногда всенародные и личные праздники умещаются на одном листке календаря. Например, день рождения Владимира Францевича Саганова – 9 мая. Но не только поэтому интересен он для нас: Владимир Саганов – один из рядовых, но от того не менее значимых героев стройки века.

Нежданно, негаданно…

Насколько бы плотно ни была переплетена судьба Владимира Францевича с историей БАМа, прибыл он на стройку века совершенно случайно. Дочь механизатора, Светлана, получив специальность бухгалтера, решила отправиться работать на БАМ. Она посоветовала отцу, вызвавшемуся сопровождать её в таёжный край, на всякий случай прихватить и свои документы. Погрузившись на баржу, везущую вагоны для первых бамовцев, Сагановы отправились в поход, судьбоносный и для них, и для всей Сибири.

Уже 1 августа 1974-го суда причалили к северному берегу Байкала. Здесь уже робко пробивались первые всходы великой стройки: сосредотачивались специалисты и техника, начинавшие прокладку наиболее сложных участков магистрали. А что может представлять наибольшие трудности на и без того непростом пути строителей? В первую очередь – необходимость вести рельсы сквозь горную твердь. Естественно, для этой нелёгкой задачи требовались высококлассные специалисты, поэтому тоннельщики ухватились за случайного, казалось бы, гостя – Владимира Францевича. Ещё бы – механизатор на все руки, имевший за спиной колоссальный опыт, принимавший участие в строительстве Братской ГЭС и отлично зарекомендовавший себя по месту работы! Вступив на таёжную землю, Владимир Францевич и не предполагал, сколь заметный след оставит он на ней.

На заре магистрали

Но вот уже начали обозначаться в сибирских горах тоннели – своего рода «ключи от БАМа». За рычагами мощной импортной техники Владимир Францевич пробивается сквозь толщу гор. Опытный специалист, он выделяется из юных рядов комсомольцев возрастом и профессионализмом, но задором и бодростью духа нисколько не уступает молодым. Впрочем, и до последних дней он не был похож на старика: Владимир Францевич остался молод душой и телом, блистал оптимизмом и чувством юмора. Пейзаж, на фоне которого жили и работали первые бамовцы, имел мало общего с тем, что мы привыкли считать родным краем: не было даже вагончиков – лишь ютились под соснами палатки. «Чудесное было время!» – вспоминает с ностальгией Владимир Францевич. Его восхищение вполне понятно: Саганов был одним из первых.

Но романтика романтикой, а комсомольцы и строители со всего Советского Союза заглянули в горы и тайгу не в гости: на всём протяжении магистрали должна закипеть новая, молодая жизнь, должны вырасти города будущего. И они начинают приобретать первые очертания – пока в виде бамовских посёлков. Вот уже бульдозерист Саганов пробивает в тайге «тоннели» будущих улиц. За улицами времянок следуют настоящие городские проспекты, по сторонам которых вскоре вырастут пяти­этажки. А пока при помощи тяжёлой техники Владимир Саганов переносит сети дорог с планов и чертежей на сибирскую землю. Неудивительно, что одна из первых медалей «За строительство Байкало-Амурской магистрали» досталась именно нашему герою.

Сквозь горы

Главной бамовской специализацией Владимира Францевича стало тоннельное дело. Он покорял горы не в альпинистском снаряжении, а за рычагами специальных горных машин. Управляя приземистыми, но мощными механизмами, как бы пригнувшимися под сводами тоннеля, Владимир Саганов шёл в горы, проходя их насквозь. И горы от Байкала до Кодара расступались перед строителями магистрали. Прокладка Кодарского тоннеля, по словам Владимира Францевича, оставила в памяти особый след. Пусть проходка неприступной тверди и шла не без происшествий, воспоминания о работе здесь остались самые замечательные. Красота каларской природы, морозный туман над январской тайгой, заснеженная пустыня Чарских песков навсегда остались в памяти нашего героя. Особенно удивил его лёд на лесных речках, который здесь можно повстречать даже в конце июня!

Вот и завершена стройка века, поезда спешат по тоннелям на запад и восток. Но трудовой путь Владимира Францевича продолжается – из сибирской тайги он отправляется в жаркую Армению. Там строится рекордный на тот момент Меградзорский тоннель: его протяжённость составляет 8311 метров. Окончив смену, составлявшую 6 часов, рабочие спешили в город за впечатлениями и гостинцами для близких. Но и под южным солнцем не забывают бамовцы о нуждах таёжного края, ставшего родным. В конце 1980-х некогда полноводная логистическая река, нёсшая на БАМ технику, материалы и запчасти, начала оскудевать, поэтому тоннельщики не упускали возможности впрок запастись необходимым дефицитом.

Владимир Францевич успел поработать и в Северомуйске, чей знаменитый тоннель почти в два раза превзошёл по протяжённости армянский Меградзор. Не только протяжённостью, но и сложностью проходки Северомуйский тоннель превосходил своего армянского собрата. Рекордный тоннель стал яркой финальной точкой в биографии строителя. Спустя три года Владимир Саганов ушёл на заслуженный отдых.

Любовь всей жизни

Но в чём же секрет столь замечательной трудоспособности, оптимизма и жизнелюбия? По моему мнению, залогом личного счастья и вдохновителем трудовых подвигов Владимира Францевича стала крепкая семья и любящая супруга – Валентина Ивановна. Когда Владимиру было всего 18 лет, в родное село приехала в гости к родственникам девушка Валя. Однажды встретившись, молодые люди пронесли любовь и нежность друг к другу сквозь десятилетия. Подумать только, Владимир Францевич и Валентина Ивановна прожили вместе 62 года! 62 года гармонии, тепла и взаимопонимания – не только великий дар и результат мудрости, терпения и сопереживания, но и доказательство того, что любовь может озарить светом счастья всю жизнь человека.


До последних дней Владимир Саганов оставался влюблённым в этот мир мудрым человеком с молодым сердцем. После него остались дети и внуки, живущие ныне от самой магистрали до далёкой Финляндии. А ещё – улицы и тоннели БАМа. Гуляя по ним или мчась сквозь гранитный коридор в вагоне поезда, вспомните и о тех, без чьих трудов этих сооружений просто не было бы…

Дмитрий ИГНАТОВИЧ

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять