Счастье – оно в каждой мелочи, в каждом дне!

Бамовские судьбы – какие они удивительно разные. Но каждая из них по-своему уникальна и достойна отдельного повествования.

Наталья Николаевна, точнее, согласно паспортным данным, Наташа Низами-Кызы, родилась в далёком солнечном Азербайджане. Старшая из пятерых детей большой дружной семьи Садыховых, она с детства росла надёжной помощницей родителям и опорой младшим сестрёнкам и братишкам. После окончания школы Наташа, всегда разумная и послушная, неожиданно огорошила родителей: уезжаю учиться вместе с одноклассницей! Да не куда-нибудь, аж в Читу. Представьте реакцию родителей – где Азербайджан, а где Чита?! Слёз, уговоров, увещеваний было много, но девушка твёрдо стояла на своём, и в 1982 году она сошла с поезда с небольшим чемоданчиком в руках. Два года студенческой жизни пролетели словно миг, и вот – день распределения, самолёт – здравствуй, Чара.

В отделе культуры, куда Наталью прикомандировали, покачали головой и сказали: «Ну, девушка, работу мы вам найдём, но только через месяц-полтора, а пока либо отдохните, либо можете временно быть направлены в Чапо-Олого». Наталья подумала и решила: нет уж, лучше подожду место в Чаре, а пока поеду в Леп­риндо к подружке. Сказано – сделано, и вот один из красивейших и оснащённых притрассовых посёлков принял под своё крыло юную выпускницу Читинского культпросветучилища. Леприндо настолько покорило её сердце, что уже и в Чару не хотелось. Выход был один – искать работу на месте. Наталья не сидела на месте, обращалась и в мехколонну, и в общеобразовательную школу. Везде вроде обещали, но… через пару недель, через месяц, а ведь кушать надо было каждый день. Как говорится, судьба за печкой найдёт, так и вышло у Натальи. В один прекрасный день в очередной раз вышла она из школы, где ей обещали место старшей пионервожатой, а напротив детский сад «Снежинка», где как раз малышня высыпала на прогулку. Посмотрела она на эту пищащую ораву, и аж сердце зашлось – так они напомнили младших сестрёнок и братишек. Недолго думая подошла к воспитательницам и спросила, как найти заведующую. Ещё через полчаса уже рассказывала о себе и оформлялась с испытательным сроком в ясли. Так вот нежданно-негаданно Наталья Николаевна и нашла свой трудовой путь. Наталья Николаевна принимала все заботы и переживания своих малышей как собственные, она даже ветрянкой умудрилась заболеть вместе с группой. И это в двадцать один год! Видя усердие и старание молодой воспитательницы, руководство детского сада вскоре перевело её в другую группу к «подготовишкам».

Мы рассматриваем фотографии из альбома Н.Н. Коротковой. На одной из них я нахожу себя: насупленная пятилетка, не расстающаяся с голубым плюшевым бегемотом, которому усердно читала книги, а Наталья Николаевна была моим воспитателем. И с тех пор я навсегда прониклась к ней самыми добрыми чувствами. Время шло, я выросла и пошла в школу, а Наталья Николаевна принимала под своё крыло новых птенцов. Кто застал бамовские времена, тот помнит, как весело тогда жили. Даром что работать приходилось порой по 12-14 часов, находили время и на природу выбраться, и в клуб сбегать. На танцплощадках тогда собирались все. От старшеклассников до тех, кому за… И, конечно, именно там завязывались романтические знакомства. Именно на такой танцплощадке Наталья и повстречала своего будущего мужа – Андрея. Сначала приглядывались. Точнее приглядывалась Наталья. Потом встречались, а в декабре 1987-го сыграли свадьбу.

Жить Андрей привёл молодую жену к своим родителям. Ну, каждая из нас наверняка слышала не одну страшилку о злобных свекровках-кровопийцах. Так вот, у Натальи всё сложилось с точностью до наоборот. Она прекрасно поладила с мамой мужа и сегодня по-прежнему отзывается о ней с большим уважением и любовью и всегда ждёт её в гости. Вообще, свекры в жизни молодой семьи Коротковых сыграли огромную роль. Терпеливые и любящие, они всегда были готовы и словом, и делом поддержать своих детей. Именно они помогали растить дочку-лапочку Анюту, когда Андрея забрали служить на флот. Вообще, рождение Анюты, это целое приключение. Как вспоминает Наталья Николаевна: «Тогда же все целевые чеки выплачивали, ну и мы тоже. И вот выплатили мы и поехали в северный Казахстан машину получать – «Ниву». С родителями поехали, я на восьмом месяце беременности. Получили мы, значит, наше авто, и тут бац – у меня роды раньше времени! И мы её в десятидневном возрасте своим ходом из Казахстана в подушках везли домой. На пароме, через Байкал, впереди муж со свекром, по очереди машину ведут, на заднем сиденье мы со свекровью и Аня на большой пуховой подушке». Экстрима в детстве маленькой Анне Андреевне хватило с лихвой. Когда ей было чуть больше годика и папа служил в армии, бабушка с дедушкой уехали с БАМа. Вот и приходилось Ане всюду бывать с мамой – и на работу, и в Чару ездить. Морозы тогда стояли не чета нынешним, доходило до минус 60. Вот Наталья закутает дочурку, как капустку: кофточки, штанишки, валеночки, шубка, поверх всего этого пикейное стёганое одеяльце, на саночки – и поехали. Сейчас Коротковы смеются, а тогда порой плакать хотелось – теплотрассы высокие, переходы на них больше на горы ледяные похожи.

В 91-м Леприндо закрыли, жителей расселили по другим посёлкам, кто в Куанду подался, кто в Икабью. А Коротковы переехали в Новую Чару. Тут Наталья вновь вышла на работу в детский сад. Андрей устроился водителем, и жизнь вновь потекла размеренным чередом. В 92-м родился сын Серёжа. Легко ли было? Вряд ли. Именно в те годы у Натальи Николаевны появилось увлечение – домашняя консервация. Методом проб и ошибок она училась варить компоты и готовить салаты на зиму, квасить капусту и закатывать огурцы с помидорами. 90-е уже позади, а вот увлечение закрутками-закатками осталось. Если сегодня заглянуть в кладовку Коротковых – ахнешь, какое богатство там таится. При этом Наталья Николаевна не чахнет, словно кощей над своими богатствами, а щедро угощает родных, друзей и хороших знакомых.

Вообще, увлечений у неё множество. Это и творческие поделки, которые Наталья Николаевна всю жизнь придумывала и воплощала в жизнь со своими детсадовцами. Кстати, некоторые из них, подаренные любимому воспитателю, она бережно хранит уже более двух десятков лет. И – даже не увлечение, а скорее потребность души – работа в воскресной школе.

Вот уже 32 года на Каларской земле живёт семья Коротковых. Здесь супруги встретились, здесь родили и вырастили своих детей, которые также после институтов вернулись, чтобы своим трудом помогать процветанию родного посёлка. И здесь же сегодня радуются троим сорванцам-внукам. Жизнь прожить – не поле перейти, бывало в семье всякое – и трудности, и проблемы, и недопонимание. Но наряду с этим всегда было главное – любовь, взаимоуважение, готовность прийти на помощь родному человеку. И большая заслуга в этом именно Натальи Николаевны. Именно её терпение, мудрость, умение разглядеть в каждом человеке хорошее вызывают настоящее уважение и любовь. Недаром огромная часть её воспитанников до сих пор поддерживают с ней связь и не забывают говорить своему воспитателю снова и снова слова признательности и благодарности.

Фото из архива семьи Коротковых

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять