Чарская типография: маленький мир и большая дружба  0+

Фото из личного архива Елены Ворошилиной

Во времена строительства Байкало-Амурской магистрали, когда молодёжь мечтала о великих стройках и единении с природой, судьбы четырёх женщин сплелись в живописном селе Чара, затерянном среди бескрайних лесов и величественных гор.

Елена Ворошилина из Могочи, Татьяна Тащенко и Ольга Широких из Улётовского района, а также Валентина Золотуева из Александрово-Заводского района встретились за партой Читинского полиграфического училища. В далёком 1979 году они и представить не могли, что, прибыв в Чарскую типографию на практику 12 января 1981 года, обретут не только любимое дело, но и самую крепкую, проверенную временем дружбу.

Каждая из них пришла в училище своим путём. Валентину пригласила подруга, Елена планировала стать товароведом, но, увидев объяв­ление о наборе в типографию, решила попробовать, а Татьяна, не желая отставать от подруг, последовала за ними.

«Когда мы пришли в типографию, увидели второкурсниц – всех в краске. Подумала: неужели такая работа? Оказалось, да. Но грязным представлялось это только поначалу, а потом, когда начали осваивать все тонкости, меня это очень увлекло», – вспоминает Татьяна Тащенко.

Как Чара стала судьбой

Пришло время практики, и, как и все студенты, девушки мечтали пройти её поближе к родному дому. Но в родных краях своих специалистов хватало. Вскоре поступила заявка из далёкой Чары, и вся четвёрка отправилась туда на полугодовую практику. Валентина и Татьяна признаются, что даже не знали о существовании такого места. А вот у Елены была чёткая цель: «Хочу в Чару! Там есть работа и красивая природа».

«Мы с подругой просились в новый город Нерюнгри в Якутии, но, так как учились в Чите, нас распределили по области. У нас учились ребята, и они так интересно рассказывали о Чаре, что мне захотелось посмотреть, что это за место. Тогда уже достраи­валась Байкало-Амурс­кая магистраль, и в поселениях было очень много народу. Вот мы с девчонками прилетели туда. Нас, конечно, очень ждали. Поселили, показали редакцию, как у них тут всё устроено. Нас было четверо: я, печатница Валентина, Татьяна и Ольга – девочки, которые набирали текст вручную. Сюда же ехали люди из разных республик и городов», – вспоминает Елена.

Валентина Золотуева, Татьяна Тащенко, Людмила Капустина, Любовь Васильева и Елена Ворошилина. Фото из личного архива Елены Ворошилиной

Валентина о своём первом знакомстве с Чарой рассказывает так: «12 января 1981 года мы прилетели в Чару. Я первый раз летела на самолёте. Шли от аэропорта до типографии и очень громко хохотали, уже не помню почему, такая длинная улица нам показалась. Мы уже хорошо знали машины и приступили к работе. Единственной проблемой было жильё. Начальство не ожидало, что мы так быстро приедем. Сначала нам предоставили квартиру, а потом дали комнату прямо в редакции».

«После защиты нам прямо сказали: куда бы вас ни отправили, вы приезжаете сюда. Видимо, мы им так понравились. Мы действительно сработались, у нас был потрясающий коллектив, и работали мы хорошо», – вспоминает Татьяна. Она подчёркивает разницу в подходе к практике: «Когда приехали на защиту, одногруппники спрашивали, как прошла практика. Я говорю: работали полный день, с утра до позднего вечера, часто задерживались, потому что всё держалось на типографии, а мы молодые. Они отвечают: ой, а мы пока не выспимся до обеда, на практику не пойдём, это же практика. У нас с девочками было совсем другое отношение».

Получение диплома стало для выпускниц не только завершением учёбы, но и началом новой, счастливой главы жизни. Для четырёх подруг этот период ознаменовался ещё и встречей с любовью. Одна за другой они отправились под венец: сначала Елена, затем Ольга, следом Татьяна и, наконец, Валентина.

«Работали рука об руку»

Елена Ворошилина с теплотой вспоминает работу в редакции: «В редакции мы с девчонками хорошо сработались. Коллектив был большой – около 40 человек. Тогда редакция и типография были единым целым, трудились, так сказать, рука об руку. А во времена перестройки нас уже разделили. Все такие доб­рожелательные, отзывчивые, мне было очень интересно работать. Несмотря на то, что мы были практикантками, работали мы так же, как и все, – целый рабочий день».

Линотипный цех. Фото из личного архива Елены Ворошилиной

Она вспоминает работу на строкоотливной наборной машине «Линотип» и своих наставников: «В цеху нас было трое: Нина Горячкина, Галина Алексеевна Жарикова и я. Нам назначили наставников, моим была как раз Галина Алексеевна – добрейший человек и хороший работник. А ещё у нас была Галина Михайловна Петрачугина – она была и печатником, и наборщиком, и работала на тигельной машине, которая печатала по одному листу. Вот она родилась в Чаре, прожила здесь всю жизнь, потом, уже во времена перестройки, стала директором типографии, немного поработала и ушла на пенсию. Но очень долго я работала с редактором Павлом Михайловичем Ферко – человеком, который был с нами до последнего, бессменный лидер. Но потом коллектив начал меняться, из «старожилов» остались только Павел Михайлович Ферко, Валентина Николаевна Золотуева, Анатолий Иванович Териков и я. С Валентиной мы вместе приехали, жили по соседству и проработали до самой ликвидации типографии. Мы и на демонстрации ходили, весь коллектив собирался в редакции. Хорошее было время».

Валентина Золотуева рассказывает о своей работе: «Линотиписты набирали, наборщики верстали газету, а у меня была задача отпечатать. Я печатала и газету, и бланки, и журналы на большой печатной машине. Мы трудились не покладая рук. Во времена строительства БАМа выпускали газету к «золотому» звену. Было очень много заказов. Мы печатали с Альбиной Ивановной: я печатаю, она режет, и наоборот. Также много бланков печатали к голосованию, ни одна бланочка не должна уйти никуда, руководство строго следило за этим».

Фото из личного архива Валентины Золотуевой

Татьяна Тащенко, вспоминая те годы, отмечает, что работа с материалом была непростой: «Нас учили одним стандартам, а на деле приходилось подстраиваться под обстоятельства, когда не хватало нужных элементов для вёрстки. Редактор говорил: «Делайте как получается». Это было вызовом, но мы справлялись».

От путёвки в Болгарию до вечерних авралов

Несмотря на трудности, работа подарила Татьяне не только профессиональный опыт, но и крепкую дружбу и поддержку коллег. За добросовестный труд её и Альбину Ивановну, как ценных специалистов, наградили путёвками в Болгарию. В коллективе царила тёплая атмосфера, и появилась добрая традиция – каждый год 5 мая они вместе отправлялись на прогулку в лес.

Татьяна, вернувшись из декретного отпуска в 1993 году, столк­нулась с непростыми реалиями –шло сокращение штата. Однако, даже покинув основное место работы, Татьяна продолжала помогать своим бывшим коллегам, подрабатывая в типографии.

«Меня постоянно просили выручить, – с улыбкой вспоминает Татьяна. – Помню, как спустя годы я пришла помочь девушкам и моментально сверстала газету – даже быстрее, чем делала до этого. И всё успели напечатать вовремя».

Вечерняя суета в редакции, когда готовый номер газеты несли на подпись редактору, была наполнена особым напряжением.

«Несёшь уже исправленный, выверенный материал, а тебе говорят: «Срочно в номер!» – делится Татьяна. – И вот, когда всё уже свёрстано и пора домой, приходится вытаскивать готовые статьи, вставлять новые, перенабирать вёрстку на линотипе, снова проверять ошибки, получать подпись и только потом – печать».

Такие срочные материалы могли быть как простыми объявлениями, так и важными статьями, требующими немедленного внимания. Часто приходилось оставаться допоздна, особенно во время выборов или при сдаче важных объек­тов.

«Приезжают с Икабьи и говорят: «Завтра сдача, срочно нужен бланк». И мы остаёмся, помогаем. Одна набирает, другая верстает, третья печатает. Сейчас всё на компьютере, а тогда без типографии никуда. Даже платёжные поручения, зарплату – всё через неё», – рассказала Татьяна.

После типографии

После закрытия типографии пути коллег разошлись, но только в профессиональном плане. Татьяна ушла работать в школу искусств. Валентина же, отработав в типографии 22 года, семь лет трудилась сторожем в редакции, а по совместительству – уборщиком служебных помещений в казначействе и администрации.

«Когда редакцию перевели в Новую Чару, я ушла в казначейство полы мыть, а в 2016 году перешла в МОУ ЧСОШ № 1 и до сих пор здесь, – рассказывает Валентина Золотуева. – Никогда у меня не возникало желания уехать из Чары, прикипела уже. Здесь я живу с 19 лет, здесь вышла замуж, детей воспитала. Теперь это моя вторая родина. Никуда не хочется уезжать».

Елена Ворошилина, ныне живущая на берегу Чёрного моря, также сохранила тёплые воспоминания о работе в типографии. Частичка её души навсегда осталась в Забайкалье и в том времени, когда она вносила свой вклад в выпуск газет и жизнь посёлка.

Все женщины с теплотой говорят о своей работе и коллективе. Елена называет работу в типографии «маленьким, но дружным миром», а Валентина признаётся, что если бы типографию не закрыли, то так бы и работала там. Валентина Золотуева, начав свой путь печатником, ближе к закрытию перешла в наборщики, чтобы иметь возможность уйти на пенсию раньше, так как у печатников не было льгот.

«Нам посоветовала женщина из пенсионного: пока есть время, переходи. И как раз перестройка началась, сокращения, и мы втроём остались: я, Лена и Галина Жарикова. Потом она в Читу уехала. В 2002 году типографию ликвидировали, потому что появились машины-самонаклады. А потом стали уже всё на компьютерах печатать», – рассказала Валентина.

Такого же мнения придерживается и Татьяна: «Меня бы сейчас взяли, я бы с удовольствием вернулась. Мне нравились коллектив и сама работа. Мне кажется, я бы и сейчас справилась, даже с закрытыми глазами».

Несмотря на то, что каждая из них уникальна, их объединяет нечто большее, чем просто профессия. Их объединяет глубокая и искренняя любовь к своему делу – та любовь, которая заставляет приходить на работу с улыбкой, преодолевать трудности и радоваться каждому удачно отпечатанному тиражу, превращая обычную работу в призвание.

Именно эта любовь, эта преданность своему делу, а также крепкая дружба, которая связала их за годы сов­местной работы, сделали этих женщин настоящими мастерами своего дела, оставившими яркий след в истории Чары.

Сегодня, глядя на мир, где печать всё больше уступает место цифровым технологиям, истории этих женщин кажутся особенно ценными. Они – живое свидетельство эпохи, когда типография была сердцем информации и культуры на местах, а профессия печатника – уважаемой и востребованной.

Несмотря на все перемены, любовь к своему делу и крепкая дружба, зародившиеся в стенах Чарской типографии, остались неизменными. И хотя время неумолимо движется вперёд, истории этих замечательных женщин будут и дальше вдохновлять новые поколения на преданность своему призванию и верность своим друзьям.

«Самое главное – любить то, что делаешь, – говорит Татья­на с улыбкой. – И тогда любая работа будет приносить радость и удовлетворение».

Валентина же, глядя на фотографии тех лет, добавляет: «Мы были молоды и счастливы. И хотя типографии больше нет, в наших сердцах навсегда останется память о тех замечательных годах, которые мы провели вместе».

Эта статья – дань уважения этим женщинам, их труду и их дружбе. Пусть она станет напоминанием о том, что настоящие ценности – это любовь, преданность и умение ценить каждый момент жизни.

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять