«Удокан — медное сердце России»: художник Дмитрий Гусев о своей выставке и вдохновении  0+

Фото из личного архива Дмитрия Гусева

До 14 сентября 2025 года в Забайкальском краевом художественном музее будет работать выставка Дмитрия Гусева «Удокан – медное сердце России». О том, что привело художника в Каларский округ, какую истину он для себя открыл и каковы его ближайшие творческие планы, член Русского географического общества рассказал в интервью нашему корреспонденту.

– Дмитрий, расскажите о себе.

– Родился в 1986 году в Москве в семье художников и экономистов горного дела. На мою судьбу сильное влияние оказали два моих деда. Один был художником, именно по его стопам я и пошёл. Он приобщал к живописному искусству. Второй дед был профессором Горного университета в Москве и преподавал до 89 лет. Он был кубанским казаком, шахтёром, пережил два метановых взрыва, ходил с палочкой. При этом он был человеком колоссальной силы воли, и меня воспитал волевым, любящим своё Отечество.

Я окончил художественную школу в Москве, потом педагогический университет, получив специальность «художник-педагог», в 2014 году – живописную мастерскую Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Прошёл школу мастерства в Третьяковской галерее.

Так случилось, что в 2014 году впервые попал в Сибирь. Туда меня привела любовь: влюбился в девушку. Теперь она моя супруга и муза – талантливая, любимая, подарившая мне троих прекрасных детей.

Начал работать с Русским гео­графическим обществом, членом которого я являюсь. Посетил много национальных парков и заповедников. В Новосибирске, Красноярске, Севастополе организовывал персональные выставки. Потом долго работал на Таймыре. А с 2021 года заинтересовался красотами Забайкальского края и впервые приехал в Каларский район.

– В одном из интервью вы говорили, что в Арктику вас привела идея. А что вас привело в Забайкалье, в Каларский район?

– В Арктику привели интерес к нашей истории и красота полярной природы. На Кодаре и Удокане же я изучал истории людей, их судьбы. Для меня как художника это было открытием: здесь работают люди в горах, в сложнейших погодных условиях на строительстве огромного комбината, развивают промышленность, верят в огромный потенциал России. При этом сохраняют любовь к традициям и истории. У них колоссальная ответственность и понимание высокой цели с точки зрения производства, экологии, помощи людям. Через них – наших современников мне хотелось понять предшественников – первооткрывателей этой удивительной части нашей страны.

– Расскажите об истории создания выставки. Сколько времени понадобилось, чтобы она появилась?

– Это первая моя масштабная выставка в Забайкалье. Хотя некоторые мои работы каларцы видели в вашем историко-краеведческом музее после первой экспедиции в 2021 году. Там же провёл мастер-класс для учеников. То, что сейчас представлено в Забайкальском краевом художественном музее, – это результат четырёх лет работы. В цехах строящегося Удоканского комбината, в походах я собирал живые впечатления и писал этюды, а уже потом – большие работы в разных техниках (графика, живопись) в мастерской в Москве. За четыре года подготовил порядка 170 картин. Это большой результат. Насколько мне известно, аналогичных по масштабу проектов, связанных с промышленностью, не было. Виктор Попков писал Братскую ГЭС и строительство железной дороги Тайшет – Абакан. Безусловно, были художники-бамовцы, которые рисовали природу края. Благодарен компании «Удоканская медь» за то, что оценила важность отображения всего промышленного процесса в живописи. Отмечу, что работа не завершена. Ещё будут большие исторические полотна, картины на медных досках и скульп­туры. По тематике – затрону историю освоения Удоканского месторождения, первых геологов, Елизавету Бурову. Сейчас на выставке только эскизы.

Работы кисти художника Дмитрия Гусева, выставка «Удокан - медное сердце России», Чита, 2025 год
« из 2 »

– Что это за картины на металлических пластинах?

– Это будут крупные работы на медных досках. Медь будет фоном – небом в этих картинах. А цвет краски выполнен в специальных углублениях, в технике эмали. Изюминкой будет то, что они будут сделаны в новом исполнении: больше похожи на гравировку, при этом сама картина будет в раме, как живопись. Задача художника – достучаться до сердца зрителя. И он всегда ищет те средства выражения, которые максимально сильно западут в душу человека. Какие-то темы лучше выражать через живопись, какие-то, например эстетику промышленности, – через графические элементы. В процессе проекта что-то снимал на видео. И, возможно, для кого-то красота и любовь к северу Забайкалья откроется через это.

– Чем зацепила природа Забайкалья?

– Природа Забайкалья – это природа контрастов. Я был во многих местах: на Таймыре, в Арк­тике, в других районах Сибири. Природа Забайкалья отличается своим разнообразием: это и заснеженные горы с ледниками, и пустыни, и мари с сибирскими реками и скальной породой. И, конечно, хочется, чтобы те, кто посмотрел мои картины, впечатлялись этими видами, как я однажды, и захотели бы приехать к вам.

Ещё меня поразили минералы Каларской земли. Я изучал их, работая в библиотечном архиве Чары и в Каларском краеведческом музее. И для меня природа Кодара, Удокана – это природа камней, разных по цветам, оттенкам, текстурам, потрясающе красивых! Ты на них смотришь и просто придумываешь новую картину со своим ритмом, палит­рой, узорами…

– Моё внимание на выставке привлекла удивительная игра цвета в ваших работах, подобная переливам граней камней. Как вам удалось это передать?

– Художник Суриков говорил: «Есть колорит – есть художник, нет колорита – нет художника». Очень важно запечатлеть цветовую гамму того, что увидел. И уже через это передать эмоции, впечатление, идею. На выставке много разных необычных колористических решений, которые мне подсказала ваша земля – богатая, удивительная. Важно не только увидеть, но и суметь выразить в цвете, донести свои эмоции и через всё это прочувствовать природу края, его людей, историю – и это проявляется во всём. Вот иногда мы пишем текст, и наш почерк говорит о нас больше, чем мы можем сами о себе рассказать. Здесь то же самое.

Мне Удокан открылся именно таким. И своим открытием я делюсь со всеми зрителями.

– Тема природы севера Забайкалья неразрывно связана с коренными малочисленными народами, их бытом, оленеводством. Нашла ли она отражение в ваших картинах?

– Безусловно, я изучал, как раньше жили тунгусы, а сейчас эвенки, побывал в селе Кюсть-Кемда. Познакомился с несколькими семьями эвенков, погостил у четы Мальчакитовых Мирры Григорьевны и Юрия Юрьевича. Они показали быт оленеводов, я был у них на стойбище и делал зарисовки. А какие талантливые Павел Михайлович и Инна Николаевна Ферко! Я считаю эти семь­и национальной интеллигенцией, подвижниками, которые продолжают свой род, любят свой край и чтят традиции. Меня вдохновила тема эвенков, и, конечно, я буду делать большие работы. Пока на выставке представлены лишь зарисовки.

– Есть среди выставленных работ самая любимая? Какая, чему посвящена, почему именно эта?

– «Звезды Забайкалья» – это одна из моих последних работ, я её написал месяц назад и считаю её одной из любимых. В её основу легли материалы из моего похода на исток горной реки Средний Сакукан. В своё время там работали геологи. Находясь там, я представил, что видели они, когда впервые пришли на Удокан, как зажигали огни своих костров. Меня заворожил этот образ, он лёг в основу картины: вот геолог поднимает голову и видит звёздный небосвод, вселенную, которая общается с нами.

Фото службы новостей «СП»

– Некоторые рамы вы сделали собственными руками. Они очень необычны. Расскажите о них.

– Не у всех работ, а у наиболее значимых. Ведь что такое багет? Это рама, некий «вход» в картину, который усиливает её образ. Мне хотелось, чтобы «вход» был авторски продуман. Удокан меня вдохновил своими новыми технологиями, и мне захотелось сделать что-то необычное. Для рисунков рам я использовал растительные мотивы, к примеру цветущий на склонах Удокана багульник, художественно обобщал его. Затем эскиз переводил в цифровой формат, потом распечатывал на 3D-принтере и заливал его разноцветной эпоксидной смолой. По сути, появлялся эффект холодной эмали в современных материалах.

– Не планируете ли вы сделать каталог работ?

– Мне как художнику хочется, чтобы каталог был и многие картины остались в одной коллекции. Это моя мечта, чтобы сохранилась целостность впечатлений и эмоций от севера Забайкалья, Удокана. При этом надо понимать, что часть картин будет передана компании «Удоканская медь», благодаря которой был реализован проект.

Ещё одна моя грандиозная цель, ну или даже пока мечта, – большой проект по созданию художественного музея в Москве, который будет посвящён Сибири, Арктике и Дальнему Востоку. Все эти картины, скульптуры, графика могли бы вдохновлять людей со всей страны, чтобы они захотели увидеть своими глазами ваши удивительные мес­та. Там могли бы быть работы и других авторов.

Это важно ещё и потому, что сейчас для всех стало очевидным – наша страна будет развиваться на восток.

– Нет ли желания организовать мини-выставку в Каларском историко-краеведческом музее?

– С таким вопросом ко мне часто обращаются, в том числе вахтовики с «Удоканской меди». Отвечу так: если такое решение будет принято, то я только за, смогу и картины отправить, и сам приехать. Надеюсь, что это состоится в ближайшее время.

– Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь в реализации проекта, результатом которого стала замечательная выставка «Удокан – медное сердце России»?

– Я благодарен очень многим людям, без которых этого события не было бы. Это генеральный директор компании «Удоканская медь» Алексей Алексеевич Ящук. Поразила его оперативность действий и решений, а также серьёз­ность и любовь к искусству. Благодарен Валерию Джековичу Казикаеву, который поддержал проект. Во время своих экспедиций в Каларский район я познакомился со многими удивительными людьми, которые мне помогали: сотрудники Каларского историко-краеведческого музея и библиотеки в Чаре, Ирина Котельникова, семья Давыденко и геологи-бамовцы, которые оценивают нас, молодёжь, с точки зрения их колоссального труда по освоению Удокана. Наверное, невозможно назвать всех, кто мне помогал. Просто знайте, что вы ценны для меня и наша встреча была неслучайной.

– Какие ближайшие творческие планы?

– Когда я создавал работы про Удокан, для меня раскрылась целая тема эстетики индустриального пейзажа. Мы привыкли воспринимать промышленное предприятие через образы советских фотографов и художников – труба, которая дымит, усталое лицо труженика. Сейчас я встретился совсем с другой реальностью – это наукоёмкое производство, мощное, красивое, экологичное. На комбинате работают люди с высшим образованием, ценящие свой труд, которые приехали из разных уголков страны.

Мне как художнику захотелось показать новый образ промышленного предприятия и индустриальной России, которым стоит гордиться и восхищаться. Меня тронуло, что вокруг комбината «Удокан» растут цветы, что, несомненно, является показателем хорошей экологии. Здесь царит гармония промышленной и природной эстетик. Мне интересно продолжать тему природы и наукоёмкого производства. Удокан меня вдохновляет!

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять