Учитель из Куанды Матрёна Павловна Нефёдова отметила 85-й день рождения!  0+

Фото из личного архива М.П. Нефёдовой

В эпоху, когда культура и языки коренных народов по всему миру без преувеличения находятся под угрозой исчезновения, особенно ценно понимать, что ещё остались те, кто осознаёт, что очень важно быть проводником тех знаний, которые аккумулировались в течение всей жизни его рода.

К их числу можно смело отнести ветерана педагогического труда, преподавателя эвенкийского языка Марию Павловну Нефёдову, которой исполнилось 85 лет.

МАЛЕНЬКИЕ КАРТОШИНКИ В БОЛЬШОЙ ТАЙГЕ

Матрёна Павловна просит меня называть её Марией – именно так к ней все и обращаются на протяжении всей её жизни. Своё, так скажем, официальное имя она никогда не любила. Что ж, слово хозяйки имени – закон. Буду соблюдать. И вас, читатели, попрошу следовать моему примеру.

Наша героиня – поистине дитя своей эпохи. 1937 год. В семье охотника, оленевода Павла Николаевича Мальчакитова и его супруги Майи Тимофеевны Мальчакитовой родилась дочь Мария. Родители оба были неграмотными, зато отлично знали свой родной край, бескрайние просторы тайги: реки, озёра, лес, тропы, животные, птицы, каждая травиночка были досконально ими изучены.

Фото Татьяны Шарковой

Помимо Марии в семье было ещё шестеро детей. Детские годы нашей героини пришлись на тяжёлое послевоенное время. Семья Мальчакитовых вела кочевой образ жизни и никогда не жила в деревне, за исключением военных лет. Затем, когда был образован колхоз, Мальчакитовы стали пасти колхозное стадо оленей, поголовье которого исчислялось сотнями. Вообще, всё детство Марии Павловны пронизано общением с природой, оленями, со своей родной эвенкийской культурой и традициями. С тайгой она разлучалась только на период школьного учебного года в школе-интернате, а затем на три долгих летних месяца возвращалась в свою родную стихию, наполненную свободой и лёгкостью бытия. Хотя, конечно, как такового детства в те времена у детей и не было: еды и одежды не хватало, так что голод и холод научились переносить точно. Именно переносить, ведь привыкнуть к этому невозможно.

– Приведу один только пример, но он довольно показательный и описательный. Весной, как только снег растает, картофельные поля чернели под солнцем от нагрева, и мы, дети пяти-восьми где-то лет, бегали по этим полям и искали маленькие картошинки с прошлого урожая, – вспоминает свои детские годы Мария Нефёдова. – Собрав сколько сможем, мы бежали домой и на печке жарили эти прогнившие, но казавшиеся нам такими вкусными картофелинки! Также приходилось есть корни, листья, цветы – я очень хорошо помню, как мы лакомились цветами багульника. Я рано была приучена к труду – пилить дрова, носить воду, косить сено, стирать, садить картофель, копать – всё это мы умели делать ещё до школы. Я очень любила ходить за хлебом, который в войну и после войны давали только по карточкам, 200-400 г на человека. Мама работала на ферме дояркой, отец тогда был на фронте. Идти надо было 4 километра, но я с большим удовольствием проделывала этот путь, потому что хлеб взвешивали, и если булка была меньше нормы, то тебе давали так называемые «привески», то есть маленькие кусочки. Конечно, по дороге домой я эти кусочки съедала. Хоть я и понимала, что поступала плохо, всё равно так делала.

В 1946 году Мария Павловна пошла учиться в начальную школу в Кюсть-Кемде. Русского языка она ещё тогда не знала. Школа представляла собой небольшое, но казавшееся детям огромным деревянное здание с двумя классными комнатами, коридором и учительской. В каждом из двух классов было шесть парт, учительский стол и доска. Школа была малокомплектная – чуть больше десяти учеников, в одном кабинете занимались два класса: первый и третий, второй и четвёртый. Освоив русский язык, чтение и счёт, Мария Павловна продолжила обучение уже в Чарской средней школе. Училась хорошо, любимыми предметами были алгебра, тригонометрия, физика и химия. Осень, зима, весна – в интернате, а на летние каникулы обратно – в тайгу, к семье, к истокам.

В 1956 году Мария Нефёдова окончила школу и поступила в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. Н. Герцена на отделение народов Севера. Помощь в этом непростом деле нашей героине оказала Евдокия Про­копьев­на Габышева, тогдашняя заведующая районо. Как раз в те годы государство наконец обратило своё внимание на малочисленные народы Севера и начало серьёзно готовить специалистов, особенно врачей и учителей.

– Учёба в институте – это самые лучшие годы, но они, к сожалению, пролетели очень быстро. После института меня направили на работу в школу села Тунгокочен, где и началась моя трудовая биография, – рассказывает Мария Павловна. – Шёл 1961 год, и я с энтузиазмом включилась в работу учителем химии, хотя моя специальность – география и биология. Работы было много, в классе занималось по 30-40 человек, но у меня всегда был хороший контакт с детьми и родителями, что значительно облегчало процесс. Мое кредо – объяснять материал доступно, переходить от простого к сложному поэтапно. Затем к моей основной нагрузке добавилась нагрузка замдиректора по внеклассной работе. Постепенно мою деятельность отметили коллеги и руководство, меня наградили почётными грамотами, а в 1974 году я получила звание «Отличник народного просвещения».

Коллектив МОУ Куандинская СОШИ №4 искренне поздравляет ветерана педагогического труда Нефёдову Матрёну Павловну со славным юбилеем! Здоровья на долгие годы! Мы гордимся, что Матрёна Павловна много лет работала в нашем коллективе и заряжала нас своим жизнелюбием и оптимизмом.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРОСТО УЧИТЕЛЬНИЦА

Тем временем Мария Павловна продвигалась по карьерной лестнице: она работала заместителем директора по УВР, заведующей Тунгокоченским районо, плюс к этому кроме основной работы всегда были общественные нагрузки – комсорг, профорг, парторг, депутат районного Совета, лектор, диктор и, конечно, участница художественной самодеятельности.

Фото из личного архива М.П. Нефёдовой

В Тунгокочене Мария Нефёдова вышла замуж, родила двоих детей. Потом всей семьёй переехали в Неляты, где жили до 1998 года, то есть до своего переезда в Куан­ду, где наша героиня начала работать в СОШИ № 4 учительницей эвенкийского языка – не давала детям забыть традиции, обычаи и язык своего родного народа.

– С 2002 по 2017 год Мария Павловна работала в нашей школе педагогом дополнительного образования, – говорит С.В. Белоусова, директор СОШИ № 4. – Она руководила творческим объединением «Эвенкийский язык». Регулярно проводила интересные занятия, учила ребят говорить и писать на эвенкийском языке, переводить тексты. На протяжении всех лет проводила огромную работу по возрождению национальной культуры, обычаев, традиций – организовывала увлекательные праздники, ставила с ребятами мини-спектакли, основанные на эвенкийских сказках, а также играла с учениками в эвенкийские игры.

На самом деле активности Марии Нефёдовой могут позавидовать и молодые педагоги. Вместе с директором интерната Дмитрием Степановичем Мельником она создала изюминку школы – этнический музей эвенкийской культуры и в течение многих лет была не только его руководителем, но и также вела огромную работу по сохранению культуры, традиций, исторического опыта, этнических особенностей коренных малочисленных народов, проживающих на севере Забайкальского края. Мария Павловна совместно с воспитанниками интерната по крупинкам собирала экспонаты в музей: ездила по всем посёлкам, встречалась с жителями. Благодаря своему авторитету в районе ей удалось отыскать предметы домашней утвари оленеводов. Деятельная и целе­устремлённая, Мария Нефёдова передавала жизненный опыт своим ученикам. Коллеги, ученики и их родители не могли не отметить, с каким воодушевлением наша героиня подходит к своему делу: отличные внеклассные мероприятия, экскурсии по этническому музею, участие во всероссийских этнографических семинарах – это неполный список того, на что направлена деятельность Марии Павловны, которая отдала народному образованию более 40 лет.

Эвенкийские песни и сказки – отдельная страсть Марии Нефёдовой. В репертуаре ансамб­ля «Северяночка» есть песни на эвенкийском языке в её переводе. А вот совсем недавно ученики Куандинской школы-интерната обратились к ней за помощью: десятиклассники начали работать над проектом «Сказки народов Забайкальского севера», и, конечно, без профессиональной консультации Марии Павловны было точно не обойтись. Она поведала ребятам много интересного. Думаю, что для кого-то жизнь и самой Марии Нефёдовой напомнит жизнь героини сказки. Сказки северной. Уютной и тёп­лой. Несмотря на царящую девять месяцев в Каларском округе зимнюю стужу и вьюгу. Наверное, не случайно Мария Павловна обогревает всех, кого она встречает на жизненном пути, – она, как никто другой, знает, как ценно человеческое тепло там, где на сотни километров тебя окружают только снег и лёд. Лёд, который ей удалось растопить для учеников, коллег, друзей и семьи. И это как минимум…

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять