Новый год – праздник, который любят все. Его с нетерпением ждут и дети, и взрослые. И это совсем неудивительно! Ведь зачастую в канун Нового года происходят забавные и неожиданные события. Вот и наш корреспондент так увлёкся изготовлением новогоднего сувенира в «Зимней мастерской» выставочного зала музея, что совсем забыл о времени…
МУЗЕЙКА – НЕВИДИМЫЙ ЗАЩИТНИК
«Эй, ты что тут делаешь? – неожиданно раздался вкрадчивый голос. – Да не пугайся ты так! Давай лучше знакомиться. Я – Музейка. В домах живут домовые, а я живу в музее. Не зря с древних времён люди считают домового добрым духом, который защищает избу и ограждает её обитателей от невзгод, а ведь и музей тоже нуждается в заботе и защите», – объяснил Музейка весьма серьёзные задачи, которые перед ним стоят. Оказалось, что музейный домовой – Музейка – вот уже четвёртый десяток лет хранит и оберегает народное достояние. Музейка пояснил, что, конечно, кроме него в музее есть и сотрудники, и охранники, но ведь у каждого из них есть немало своих обязанностей, а Музейка за столь немаленький стаж «работы» уже всё досконально изучил и может многое поведать читателям «Северной правды».
«А мне можешь ночную экскурсию провести и поведать музейные тайны?» – выйдя из оцепенения, решилась заговорить я с Музейкой.
Музейный домовой почесал затылок, потом пригладил волосы и важно ответил: «Вообще-то, это не по правилам! Я обычно только в «Ночь музеев» выхожу на публику, но раз такое дело… Новый год со дня на день наступит, а это время чудес и открытий, и не грех такому любознательному посетителю музей в ночном виде представить, хотя и днём он не менее привлекательный и увлекательный. Только, чур, уговор: правила музейные блюсти да охрану не тревожить, а то они люди строгие, враз тревожную кнопку нажмут да блюстителей правопорядка вызовут. Надевай мою волшебную шапку, и отправимся в путешествие по музею». Вот так Музейка согласился поступиться некоторыми правилами и провести для наших читателей индивидуальную экскурсию по Каларскому краеведческому музею.
ФЛОРА, ФАУНА И ЧАРСКИЕ ПЕСКИ
Ровно так же, как театр начинается с вешалки, так и музей начинается с зоны гостеприимства. «Смотри, здесь на стене размещена карта Каларского округа, кстати, самого крупного по площади региона Забайкальского края, – начал свой рассказ Музейка. – А уже на карте и населённые пункты отмечены, и фотографии любопытных мест. А места эти не просто примечательные, а уникальные. Чего только стоит главная вершина Забайкалья – пик БАМ. Отмечаться юбилей первовосхождения будет в 2023 году. Ты только представь: 60 лет назад, в 1963 году, нашлись смельчаки, которые рискнули первыми её покорить. Высота этой горной вершины составляет 3072 метра над уровнем моря. В этой же части музея можно полюбоваться фотографиями четырнадцати памятников природы. И каждому природному феномену Каларской земли можно посвятить целую лекцию», – поведал мне Музейка.
Безусловно, к таким феноменам природы Музейка причислил урочище Чарские пески. Кстати, а вы знали, что в нашем музее есть зал, «Природа Северного Забайкалья», где можно не только увидеть, но и своими руками потрогать песок, привезённый из Чарской пустыни? А прикоснуться руками к песку из этой уникальной пустыни, как советует нам Музейка, точно стоит. Чарская пустыня хоть и очень маленькая, но самая что ни на есть настоящая: там тебе и гряды дюн высотой 20-25 м, и ветровая рябь на песке, и поющие барханы, и песчаные бури. Как мне рассказал Музейка, урочище Чарские пески лежит на мерзлотной подушке Чарской впадины в окружении северной тайги. «Дюны состоят из невероятно однородного песка, который образовался из гранитов. За сотню тысяч лет ветер и вода перемололи камень на абсолютно одинаковые песчинки. Вот сама потрогай и убедись! А сейчас посмотри на эти увеличенные в сотни раз муляжи прямокрылых насекомых: кузнечик Седакова и самый красивый жук Забайкалья – скакун трёхцветный. Ученые называют это место «районом географических парадоксов», – продолжал свой увлекательный рассказ Музейка. – Жизнь на голом песке нелегка, но весной пустыня расцветает. О происхождении северной пустыни учёные говорят следующее: в Чарской долине на протяжении примерно 2-3 тысяч лет существовал древний водоём, который создал сползший огромный ледник, перекрывший выход из долины. Когда ледниковый период закончился, плотина растаяла, исполинское водохранилище вытекло, и от него остались маленькие озёра. Донные отложения древнего водоёма оказались на поверхности и попали под влияние атмосферы. Многие тысячи лет они перевеивались ветрами, скучивались в дюны до тех пор, пока не приобрели современный вид песчаной пустыни. Этому чуду природы присвоен статус природного геологического памятника. В Чарских песках найдена стоянка древнего человека с мастерской по изготовлению каменных орудий».
Музейка на долю секунды закрыл глаза, как будто что-то вспоминая или прислушиваясь, а потом продолжил говорить о нашем регионе.
Мой «экскурсовод» пояснил, что большая часть Каларского округа расположена в поясе горной тайги, где чрезвычайно разнообразен животный мир, некоторых представителей которого можно увидеть в диораме «В осеннем лесу». Это животные и птицы таёжной зоны: благородный олень (изюбрь), каменный глухарь, лось европейский, кабарга сибирская, косуля сибирская, рысь обыкновенная. А совсем недавно здесь появилась новая «жительница», пушистая красавица – лисица обыкновенная. В горно-таёжной зоне произрастают лиственница даурская, берёза, сосна обыкновенная и ель сибирская, а также встречаются два вида сосны: сибирская (кедр) и кедровый стланик.
«А здесь у нас расположился ещё один важный представитель животного мира – снежный баран, для сохранения которого в 2018 году даже специальную особо охраняемую территорию создали – Национальный парк «Кодар», – говорит Музейка. – Неслучайно снежный баран занимает особое место в фауне севера Забайкалья. Кодарская популяция снежного барана уникальна. Он сохранился в замкнутом ареале обитания и является предковой формой снежного барана, некогда распространённого в Прибайкалье и Забайкалье. Это животное – современник мамонтов, который нуждается в защите, как и другие краснокнижные животные. На территории района множество рек и озёр – водоёмы Северного Забайкалья отличает чистота и богатая водная фауна, представителей которой можно увидеть в музейной витрине – таймень, ленок, голец даватчан, валёк, тугун, хариус, щука, сорога, елец, карась, налим, окунь, ёрш. И это только малая часть всех обитателей водных территорий. Вблизи водоёмов обитают представители влаголюбивой фауны, разведённая здесь искусственно ондатра, а также многочисленные птицы, в том числе занесённые в Красную книгу: утка чирок-свистунок, хохлатая чернеть, серощёкая поганка, гусь тундровый гуменник и другие».
КАМНЕЙ И МИНЕРАЛОВ ОЧАРОВАНИЕ
Ну а дальше мы с Музейкой отправились в зал, экспонаты которого расскажут нам о геологической истории каларской земли, которая насчитывает миллиарды лет.
Геология – сложная наука, поэтому в экспозиции приведены тексты и схемы, в доступной форме рассказывающие о геологической эволюции Земли, а также об эволюции живых организмов.
«Специалисты изучают древнюю геологическую историю как раз по таким образцам. Вот, например, образец горной породы со следами морской ряби свидетельствует о том, что когда-то здесь плескался древний океан. На других экспонатах запечатлелись следы исчезнувших лиственных и хвойных деревьев мезозойской эры, которая завершилась около 66 миллионов лет назад, – говорит Музейка. – Есть в коллекции музея и ископаемые следы жизнедеятельности организмов минувших геологических эпох: они сохраняются под непроницаемой для кислорода толщей осадков, пропитываются циркулирующими в осадках минеральными растворами, минерализуются и превращаются в окаменелости. По запасам ряда ценных и относительно дефицитных полезных ископаемых Забайкальский край занимает ведущее положение в России. Наибольшее количество полезных ископаемых региона сосредоточено как раз в месторождениях Каларского муниципального округа, которых насчитывается почти два десятка. В нашем музее информация о них представлена на специальной оригинальной конструкции. Ресурсный потенциал представлен месторождениями редких и редкоземельных металлов, меди, титаномагнетитовых ванадийсодержащих руд, угля и других полезных ископаемых».
Моё внимание Музейка обратил и на вращающиеся комплексы, которые знакомят посетителей с информацией о первооткрывателях Сибири и учёных, а также помогают вспомнить названия очень важных химических элементов.
«А вот эта часть экспозиции посвящена редким, особенно красивым экземплярам коллекции минералов и представлена в виде украшений и сувениров, – продолжил свой рассказ Музейка. – Особое место среди них занимает чароит. Начало изучению чароита, как известно, положили геологи Сосновской экспедиции – супруги Роговы. Удивительному по красоте минералу приписывают лечебные и магические свойства. Красивый сиреневый цвет чароита обусловлен наличием примесей марганца, кроме которого в состав минерала входят оксиды алюминия, натрия, стронция, железа, редкоземельные металлы. Окрас камня неравномерен, волокнистый узор может быть образован полосами и включениями различных цветов: белого, нежно-сиреневого, лавандового, коричневого. Кстати, я недавно узнал один занимательный факт: на одного жителя Земли приходится 0,0016 г чароита», – воодушевленно произнёс Музейка.
Как мне рассказал мой новый музейный друг, коллекцию дополняют и другие минералы: нефрит, сердолик, друзы аметиста, хрусталя, оникс и коллекция ювелирных украшений и других изделий из природного камня.
В лунном сиянии образцы пород и минералов казались особенно завораживающими и притягивали к себе мой взгляд.
ЭВЕНКИ – ХОЗЯЕВА ТАЙГИ
В музее ещё столько всего интересного! Музейка пригласил меня проследовать в следующий зал, где я услышала женское пение, напоминающее русскую колыбельную.
Оказалось, что эту песню поёт эвенкийская женщина. Этот народ издревле жил, кочевал и считал своей всю территорию современного Каларского муниципального округа. Об этом свидетельствует топонимика района.
Исторически эвенки вели кочевой образ жизни, который имел экологическое значение – способствовал сохранению природных пастбищ.
«Традиционное жилище эвенков – чум. Это лёгкая быстровозводимая конструкция, которая состояла из конического остова из жердей, покрытого зимой шкурами, а летом – корой лиственницы, – продолжал знакомить меня с экспозицией Музейка. – Чум условно делился на мужскую и женскую части, а в центре располагался очаг, над которым подвешивался котёл. В натуральную величину чум достигал пяти метров в высоту, а в диаметре – шести метров. Охотничий промысел был теснейшим образом связан с кочевым образом жизни: для того, чтобы добыть много зверя, охотнику приходится проходить большие расстояния. В витринах музея представлены орудия труда и приспособления для обработки шкур оленей и других животных. Например, есть правилки – инструмент для сушки, скребки для чистки и выделки шкур».
Основная хозяйственная деятельность эвенков – оленеводство, таким образом, основным средством передвижения по тайге был олень. Вообще, оленеводство у эвенков является частью их материальной и духовной культуры. Раньше олень использовался для верховой езды, перевозки грузов, его шкура идёт на пошив одежды и необходимых в быту предметов, мясо употребляют в пищу. Именно из-за оленеводства эвенки вели кочевой образ жизни, перегоняя многочисленные стада оленей в поисках корма.
Как мне поведал Музейка, традиционная одежда эвенков, элементы которой отрабатывались веками, обеспечивает безопасную жизнь в этих условиях и взрослым, и детям. Верхняя зимняя шуба (доха) из оленьих шкур мехом наружу – главный элемент зимней одежды. Основным материалом служила шкура оленя, но также применяли шкуру лося, а для отделки использовали белый камус (шкура с ног оленя). «Всех посетителей выставки восхищает изящный покрой этого вида одежды, он настолько рационален, что для пошива кафтана требовалась всего одна шкура. Под кафтан надевали тёплый нагрудник, а к рукавам пришивали тёплые рукавицы. Носили такую одежду и мужчины, и женщины, – посвящает меня в тонкости эвенкийского быта Музейка. – Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная оленья шкура в виде замши), украшали лентами из хлопчатобумажных и шелковых тканей. Головным убором женщин является капор с лентами, завязывающимися под подбородком. Обувью служили сапоги из камуса (зимой) и ровдуги (летом). Самая же распространённая обувь – амчуры, которые имели мягкую меховую подошву, не издающую при ходьбе звуков. Вот и я их тоже ношу», – сказал Музейка, обратив моё внимание на свою обувь.
От Музейки я узнала, что верования эвенков основаны на обожествлении сил природы, вере в духов-хозяев и покровителей. По эвенкийским представлениям Вселенная разделена на три мира (Верхний, Средний и Нижний), а символом связи между мирами служит дерево, верхушка которого упирается в небо, а корни достигают подземелья. Считалось, что шаманы были проводниками между мирами, приносили вести духов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, неизменным элементом был огонь. Эти и другие культовые предметы представлены в экспозиции Каларского краеведческого музея.
«А какие сказки да легенды у эвенков!.. Я хоть и много сказок разных народов мира знаю, но эвенкийские часто перечитываю и удивляюсь вековой мудрости северного народа, – говорит Музейка. – Да, друг мой, вот посмотри на этот музейный киоск – здесь и сказки можно почитать, и разные шарады-ребусы попробовать разгадать да смекалку и внимательность свою проверить. Знаю, что любят эту чудо-технику детишки, да и взрослые с удовольствием изучают… Что-то я увлёкся и совсем забыл про свои обязанности, пойду я свои владения проверю, а ты изучай, я скоро вернусь», – сказал Музейка и исчез….
«Уважаемые посетители, рабочий день подошёл к концу, музей закрывается», – как будто бы издалека послышался голос сотрудника музея.
«А где же Музейка? А как же наша экскурсия?» – спросила я.
Сотрудник в недоумении посмотрел на меня и ответил: «Музей работает без выходных и перерыва на обед, приходи теперь уже завтра и продолжишь знакомство с нашим музеем».
Попрощавшись с сотрудниками музея, забрав на память несколько сделанных своими руками сувениров, я вышла из музея в полной растерянности. В предновогодней суете мне всё это привиделось? Может быть, разыгралась бурная фантазия, что экскурсию проводил музейный домовой?
Мне было очень жаль, что Музейка не успел познакомить меня со всеми залами музея, но зато теперь у меня точно есть повод вернуться туда в скором времени.
Верьте в чудеса и приятные неожиданности! Уверяю вас, что, придя в музей, вы откроете для себя множество нового и узнаете историю нашего удивительного района!