Герой соцтруда Иван Варшавский — легенда эпохи БАМа  0+

Фото из архива газеты «Северная правда»

Основной этап строительства одной из крупнейших в мире железнодорожных магистралей, Байкало-Амурской, пришёлся на период с 1974 по 1984 год. В течение десяти лет тысячи молодых людей со всего Советского Союза приезжали на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Для многих из них только что построенные населённые пункты стали новым домом, местом, где они женились, рожали детей, строили карьеру. Одним словом, жили.

В июле 1979 года по БАМу в Тынду прибыл первый пассажирский поезд из Москвы. Именно в Тынде живёт Иван Николаевич Варшавский – человек, который неразрывно связан со строительством БАМа. Рассказ о его судьбе открывает в «Северной правде» серию материалов о героях-строителях к пятидесятилетию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

ИХ ОБЩАЯ ЦЕЛЬ СОГРЕВАЛА

Иван Варшавский – яркий пример человека, который, можно сказать, попал в плен севера, плен красоты его природы, поистине доб­рой атмосферы, которую подмечают все, кому посчастливилось хотя бы раз побывать на обширной северной территории нашей страны. Иван Николаевич родился на Украи­не, в Одесской области, где климат, естественно, иной, но, как ни странно, именно в суровых таёжных условиях у Ивана Варшавского прошли хронические ангины, мучившие его на юге. Да и врачи почему-то советовали ему уезжать из той местности. Вот он и уехал. Уехал строить Байкало-Амурскую магистраль.

Как вспоминает Иван Николаевич, впервые про амбициоз­ное строительство БАМа он услышал в 1974 году и сразу же поехал, что называется, на разведку. На стройку его взяли без проблем: немалый опыт работы и профильное образование соответствовали предъявляемым требованиям. К тому времени за плечами Ивана Николаевича была работа в колхозе после школы-семилетки, железнодорожный техникум, работа в качестве монтёра пути, бригадира, а после – руководство группой рабочих Кишинёвской железной дороги, а также строительство Абакан-Тайшетской железной дороги. Что тут скажешь? Идеальный кандидат. На БАМ Иван Варшавский приехал не один, а с женой и двумя детьми. Жили в маленькой времянке. Как, в принципе, и все. Как рассказывает Иван Николаевич, никто при этом не грустил – может, и времени на это не было, да и мыслей всё бросить и вернуться домой в голову не приходило. Атмосфера на всесоюзной стройке была, наоборот, задорная, молодая, как раз такая, какая нужна для того, чтобы согреться в суровые пятидесятиградусные морозы. Заливной смех и песни под гитару звучали до самого утра, несмотря на дикую усталость. Самая низкая температура, которая запомнилась нашему герою, это минус 64 градуса. Морозы, конечно, добавляли сложностей в ход строительства. Например, в летний период для того, чтобы забить костыль в шпалу, нужно сделать от двух до четырёх ударов, а в сильные морозы иногда и десяти недостаточно. Для зимнего периода, как говорит Иван Варшавский, был выработан свой режим труда и отдыха: полчаса работаешь, полчаса отогреваешься в вагончике, попивая у печки горячий чай. В то время легендарный строитель БАМа ценил больше всего четыре часа сна, к которым считалось за счастье приплюсовать несколько минут в машине, пока едешь на вахтовке к месту стройки. Зарплата была хорошая, каждый месяц домой отправлялся денежный перевод для мамы, которая его не тратила, а бережно хранила для сына и вручала ему всю накоп­ленную сумму, когда он приезжал летом в отпуск.

БАМОВЦУ БЕЗ БАМА НИКУДА

Читая про историю строительства БАМа, можно наткнуться на загадочную для обывателя фразу – «золотая стыковка». Эта стыковка произошла 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта Каларского района тогдашней Читинской области. Что это значит? И при чём тут Иван Варшавский? Иван Николаевич называет этот исторический момент «главной победой БАМа». Момент, в который плакали суровые мужчины, не привыкшие показывать свои эмоции, но здесь их проявление было более чем оправданным: это был день, к которому и Иван Варшавский, и все причастные к тому, чтобы сделать «мечту явью», шли целых десять лет. А мечтой было уложить последнее звено, которое сомкнуло бы Байкало-Амурскую магистраль. И две бригады, одной из которых руководил Иван Варшавский, сделали это. Уже через месяц на БАМе было открыто сквозное движение, поэтому ту стыковку и называют «золотой» – она позволила начать эксплуатацию магистрали. Фотографии того исторического дня облетели весь мир, а Иван Варшавский стал, можно сказать, знаменитостью – состоялась командировка в Москву, на телевидение, где он дал интервью.

После знакового для БАМа периода Иван Варшавский отправился руководить электрификацией Забайкальской железной дороги и Транссибирской магистрали, а затем и дороги Бикин-Уссурийск. Уехать на пенсии из Тынды? Да вы с ума сошли! Такой мысли у Ивана Николаевича и не закрадывалось, даже когда ему предложили квартиру в Санкт-Петербурге. Причину отказа он объясняет лаконично, немного сурово, по-бамовски, одним словом: «въелся БАМ мне в кровь, в характер». В Тынде же наш герой очень востребован и по сей день. На пенсии нашёл себе применение. Например, помогать городу решать насущные проблемы, которые, наверное, характерны для всей страны: медицина, ветхое жильё и транспорт. В 2019 году Ивана Варшавского пригласили в Москву выступить в Совете Федерации. Он рассказал парламентариям о сложностях, с которыми сталкиваются жители Тынды. Как оказалось, Иван Николаевич проделал столь долгий путь до столицы не зря – обещанные недостающие 170 миллионов рублей на ремонт больницы были выделены. А душа у Ивана Варшавского всё же болит, болит о тех, кто свою жизнь положил на строительство столь важной для страны железнодорожной магистрали. Да и память бы увековечить о них надо, говорит Иван Варшавский. Сейчас мечта у него одна – установка в Тынде памятной стелы строителям БАМа. Через тернии к звездам – этот девиз для нашего героя почти что родной. Уже есть информация о том, что памятник, который увековечит память о самоотверженном труде бамовцев, будет установлен в Тынде.

Не был бы Иван Николаевич самим собой, если бы на пенсии расслабился. Летом – огород, осенью – сбор урожая и заготовки на зиму, зимой – рыбалка. Если честно, представить, что Иван Варшавский ничем не занят, очень сложно, ведь на БАМе оставались только те, кто был готов по-настоящему работать – без выходных, без праздников и не по восемь часов, а если было нужно, то и все двадцать. Сегодня же, в преддверии пятидесятилетия начала строительства БАМа, по словам Ивана Варшавского, ему всё же хочется более спокойного течения жизни. Да будет так!

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять