Изящное решение инженеров для Удоканского месторождения

Современная наука, по словам операционного директора «Удоканской меди» Алексея Ящука, нашла очень изящное решение проблемы освоения таких мест. Как добывать сложную руду на Удокане, и почему Советский Союз так и не зашел на его разработку, а современные ученые смогли найти выход, разбирался «Забайкальский рабочий».

При изучении «изящного решения» инженеров отмечается один очень важный принцип — рациональное использование природных недр. Закон «О недрах» гласит, что компания, занимающаяся их разработкой, обязана максимально извлечь запасы из земли. Но в случае с Удоканским месторождением была одна сложность — состав руды. Одна половина извлекаемой массы была окисленной, вторая — сульфидной. И до настоящего времени в мире не существовало технологии, которая смогла бы работать сразу с двумя видами добываемого материала. Не существовало, но теперь такая технология есть.

СЛОЖНАЯ РУДА И ЭЛЕГАНТНЫЕ РЕШЕНИЯ

«Что здесь сложного?», — подумают те, кто учил химию в школе на отлично. Нужны реагенты и катализаторы, отделяем одно от другого и получаем чистый продукт. Так-то оно так, но только в условиях лаборатории. В производстве — немного сложнее. Всё упирается в себестоимость. Закупка реагентов и катализаторов — это все траты и не малые в больших объемах. Необходимо рассчитать всё так, чтобы медь не оказалось дороже золота. Это очень важно, иначе нет никакого коммерческого смысла. Вот ученым и нужно было придумать решение, которое справится с этими задачами: позволит одновременно работать с двумя разными по составу рудами и не удорожит стоимость производства.  Ученые долго ломали голову, но решение нашли.

— Российскими учеными была разработана технология. Изначально на коллективной флотации при добыче из недр мы забираем всю найденную руду — и оксиды, и сульфиды. Там очень высокое извлечение за счет большого выхода. После этого весь материал отправляется на выщелачивание атмосферой, где  мы забираем все окисленные материалы. И вот эти окисленные материалы потом  переходят в катодную медь. Чистейшая медь пробы 9,999. После мы отмываем промпродукты, полученные после серной кислоты, отправляем на сульфидную флотацию и забираем уже сульфидные минералы. И получаем сульфидный концентрат наивысшего качества, причем качество выше, чем KM0 (самая высокая марка по ГОСТ Р 52998-2008, где содержание меди в концентрате не менее 40% по отношению к примесям — прим. автора), это очень высокое качество. Как пример приведу производство фирмы «Актогая» — там качество концентрата составляет 21-25%, мы же здесь получаем 40-45%. Это очень высокое и уникальное качество среди предприятий медной промышленности, — разъясняет операционный директор компании «Удоканская медь» Алексей Ящук.

Где же используется сульфидный концентрат? В основном они отправляются на медеплавильные заводы, где в печах Ванюкова или Mitsubishi происходит металлургический процесс, и из этого концентрата получают медь.

Вот такой уникальный процесс. И методика, разработанная российскими учеными, не может оставить равнодушными настоящих ценителей инженерной мысли.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять