Труженик автомобильных трасс БАМа Николай Брежнев  0+

Фото из семейного архива Н.А.Брежнева

Байкало-Амурская магистраль. Составы мчатся через Сибирь до берегов Тихого океана по рельсам, мостам, тоннелям и прочим дорожным сооружениям.

Но чтобы все эти сооружения появились в непролазной тайге и горах, для начала нужен был путь поскромнее – автомобильный, чтобы по нему и завезти на стройку века всё необходимое. Этот рассказ о судьбе одного из тружеников автомобильных трасс БАМа – Николая Анатольевича Брежнева.

Увольняйся и приходи к нам!

В семидесятых Николай работал в Бурятии – водителем в Итанцинском леспромхозе. Вся страна в то время буквально жила великой стройкой – БАМом, не был исключением и наш герой. Ни на что не надеясь, шофёр заглянул в контору «Бамтоннельстроя», где с ним состоялось удивительно короткое и результативное собеседование. Изучив документы и справившись о профессиональных навыках, ему заявили просто и ясно (Николай Анатольевич дословно помнит эти слова): «Увольняйся с нынешней работы и приходи к нам! Сам выберешь технику, и… на БАМ!»

Естественно, молодой человек поступил так, как ему и порекомендовали. Вскоре он уже вёз первый груз на север – туда, где ещё только угадывались очертания будущей магистрали.

Проверенные друзья

Здесь же, в полной приключений работе таёжного дальнобойщика, у Николая появились первые бамовские друзья: люди, прошедшие с ним все огни и воды, – в прямом и переносном смысле. Пожалуй, самым главным из них стал Сергей Савельевич Сониев. Сониев первым на БАМе научился водить полуприцеп на грузовике с одним ведущим мостом. Но задолго до этого на трассе произошёл следующий случай. Машина Сергея никак не могла преодолеть перевал: груз оказался слишком тяжёл. Тут-то и пришёл на помощь Николай Брежнев, взявший на буксир автомобиль Сониева. Так познакомились будущие друзья. Не разлучили их и расстояния: когда количество машин «Бамтоннельстроя» превысило тысячу, автобазу «раздвоили» на северомуйское и северобайкальское подразделения. Николай оказался в северомуйском, а Сергея распределили в Северобайкальск. Тем не менее трассы и маршруты подчас оказывались общими, и водители, особенно дальнобойщики, встречались часто и хорошо знали друг друга. И до сих пор идут по жизни два друга, как два брата.

По зову сердца

Николая Брежнева манили полные тревог странствия. Как признаётся сам Николай Анатольевич, шёл в рейсы по зову сердца. Но что его ожидало за воротами автобазы? «Тайга. Когда вокруг на сотни километров ни души, в непредвиденном случае у тебя есть всего пара минут, чтобы решить, как поступить дальше. От решения зависела и судьба груза и техники, и иногда – твоя собственная судьба», – вспоминает Николай Брежнев. Многие шофёры увольнялись после пары таких рейсов, но для нашего героя это стало родной стихией. «Ведь дорога – это не только труд и опасность, но ещё и дружба, взаимовыручка, романтика, в конце концов!» – рассуждает Николай Анатольевич.

Такую нелёгкую и тревожную работу наш герой не согласился бы променять ни на какой комфорт. Впрочем, один такой прецедент всё же имел место. Как-то раз Николаю за его трудовые успехи предложили пересесть с отечественного грузовика на новенький «Магирус» и работать по месту – курсировать от карьера до стройплощадки. Но такая «жизнь» вскоре наскучила – с тоскою вспоминались необъятные просторы земли Сибирской, горные перевалы, заснеженные зимники…

Ко всеобщему удивлению, Брежнев отправился в контору и отдал свой «Магирус» другому водителю, вновь пересев на проверенный и ставший родным КрАЗ. Тем более поразительным решение Николая выглядело на фоне следующего случая. Одного из водителей в качестве взыскания пересадили с импортной техники как раз на изделие Кременчугского автозавода. Но провинившийся шофёр замахал руками и бросил начальству: «Лучше в тюрьму сажайте – только не на КрАЗ!» Для Николая же грузовик этой марки стал первой машиной на БАМе. Своими руками он починил и привёл в порядок технику, на которой проработал первые годы стройки. Этот опыт и стал лучшей школой для будущего специалиста, которому впоследствии доверяли самые ответственные задания.

Дело государственной важности

Главным из таких поручений можно назвать транспортировку проходческого комплекса для строи­тельства тоннелей. Не секрет, что оборудование такого плана уникальное и, само собой разумеется, очень недешёвое. Тот комплекс, о котором идёт речь, предназначался для Северомуйского тоннеля и изготавливался за рубежом. Основным узлом громадного механизма был ротор, которым комп­лекс должен был «вгрызаться» в гранит, прокладывая путь сквозь толщу гор. Николай Анатольевич вспоминает: «Мне дали трал и поставили задачу доставить этот ротор из Кунермы до Северомуйска. К важному грузу приставили большое сопровождение, и караван двинулся на восток».

Но ни сопровождение, ни повышенное внимание ничем не могли облегчить задачу Николая Анатольевича: один на один с машиной, один на один с перевалами, мостами, переправами он в целости и сохранности довёл груз до цели.

Своими руками

На БАМе Николай Анатольевич не только филигранно овладел профессией водителя. Если так можно выразиться, в рабочем плане он стал настоящим «человеком-оркестром». Наш герой владеет ещё пятнадцатью смежными специальностями: он и сварщик, и моторист, и электрик… Причём Н.А. Брежнев не просто «получил корочку» – по каждой специальности он работал, зачастую по нескольку лет. Уже после завершения бамовской стройки он долгое время работал бурильщиком на Чинейском месторождении титаномагниевых руд.

А ещё Николая Брежнева, как и его друга Сергея Сониева, можно смело назвать настоящим изобретателем. Рационализаторский талант Брежнева раскрылся благодаря неприятному по сути своей инциденту. Пока Николай отдыхал в отпуске, его сменщик успел невосстановимо угробить мотор его «Урала». Недолго погоревав, Николай Анатольевич решился на удивительный эксперимент: установить на «Урал» двигатель от «Магируса». «Пересадка сердца» прошла успешно, а у «доктора» зажглась творческая искра. «Если одному человеку удалось что-то соз­дать, то почему другой не сможет в этом разобраться, починить или улучшить?» – это стало его рационализаторским кредо.

Далее друзьями-рационализаторами было опробовано и внедрено немало подобных новшеств: переоборудование грузового прицепа для перевозки горючего, усиление колёс тягачей тракторными гусеницами и многое другое. Сониев и Брежнев научились не только улучшать и переделывать технику, но и буквально спасать её. Самый опасный участок на горной дороге – это перевал. Много машин по неисправности, неопытности водителей или из-за плохих дорог срывалось вниз. Как правило, рухнувшая с перевалов техника считалась безвозвратно утраченной. Но многие автомобили ещё подлежали восстановлению. Это обстоятельство вынудило друзей задуматься, и вскоре был найден способ подъё­ма потерпевших аварию машин. Пусть не все из них удавалось вернуть к жизни, зато исправных узлов и агрегатов на каждой возвращённой технике находилось великое множество.

Рука помощи

Но не только и даже не столько талантами ценен любой из нас, а прежде всего своими человеческими качествами: благородством, самопожертвованием, отзывчи­востью и многими другими. А где ещё они проявляются наиболее ярко, как не в рискованных ситуациях, которых на нехоженых путях сибирских приключалось предостаточно?!

Переправившись (естественно, вброд) через одну из таёжных рек, колонна пошла в горы. С уходящего ввысь горного серпантина дороги Николай оглянулся назад и внизу рассмотрел чёрную точку посреди реки. Это оказался застрявший ГАЗ-66. Развернув машину, Брежнев помчался вниз, на помощь товарищам. На берегу к тому времени скопилось много народу и техники. Шофёры различными способами пытались вызволить если не опрокинувшийся «шестьдесят шестой», то хотя бы его водителя, всё ещё остающегося в искорёженной кабине. Положение осложнялось каменистым дном реки: подобраться к терпящему бедствие становилось не просто опасным, но и вовсе невозможным делом. Николай же, не считаясь с опасностью, ударил по газам и в считанные мгновения оказался на месте происшествия. Но сейчас, когда, казалось, опасность уже миновала, произошла ещё одна неприятность: громадные валуны на дне реки застопорили грузовик Брежнева в нескольких метрах от аварийной машины. Тогда отважному водителю пришлось отыскивать доску и перекидывать импровизированный мост между автомобилями. Как только уже попрощавшийся было с жизнью водитель оказался в кабине Николая, в весенней речке резко прибыла вода, и опрокинутый «шестьдесят шестой» перевернуло навзничь. Промедли Брежнев буквально несколько минут, потерпевшего аварию водителя не удалось бы спасти…

Так, благодаря взаимовыручке и смекалке, задору и трудолюбию, профессионализму, а иногда и героизму, молодые парни и девушки строили в Сибири великую магистраль. Ту самую железную дорогу, по которой мы ездим на работу, в отпуск и в гости к родным или друзьям.

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять