Алексей Владимирович Хохлов родился и вырос на острове Диксон, что относится к Красноярскому краю. Это одно из самых северных и труднодоступных мест России. Его детство прошло рядом с аэропортом, где работали родители.
В 1981 году он окончил Омское лётно-техническое училище гражданской авиации. Специальность – радиотехник средств самолётовождения и посадки, специалист по радиолокационным системам. После распределения попал в Читу, а затем в Чару. Так он оказался в Каларском районе, где живёт и работает до сих пор.
Когда Алексей Владимирович приехал сюда, это был небольшой деревенский аэропорт. «Старое здание аэровокзала с вышкой для диспетчера, грунтовая полоса, огороженная штакетником, которую каждое лето ремонтировали, – вспоминает он. – Но работали с утра до вечера, самолётов летало в день по 6–7 рейсов. Всё завозили авиацией: продукты, стройматериалы, топливо».

Сначала он работал по специальности, занимался радиотехническим обеспечением полётов. В феврале 2000 года Алексей Владимирович стал директором ООО «Авиатор». Это было непростое время. «В 1990-е всё развалилось. Нас сделали невыгодными. Я даже не знаю, как мы выжили. Районная администрация помогала стать самостоятельными, но выживали в основном сами», – рассказал Алексей Владимирович.
В 2004 году Чарский аэропорт вошёл в состав авиакомпании «Даурия», что дало определённую стабильность. «Мы стали филиалом. 11 лет работали в их системе. А потом, после банкротства авиакомпании, было образовано ООО «Аэропорт».
Сегодня в штате аэропорта 35 человек. Для такого небольшого населённого пункта это серьёзная цифра. Но кадровая проблема стоит очень остро. «Согласно новым требованиям, специалисты должны иметь какое-либо первоначальное среднеспециальное образование. Выпускники учебных заведений гражданской авиации к нам не придут, так как жильё мы не предоставим и их вряд ли устроят наши зарплаты, которые, хотя и постоянно индексируются, но не заоблачные», – сетует Алексей Владимирович. Несмотря на это, коллектив держится, многие работают более 5 лет. Руководитель отмечает: «Аэропорт – это люди. Если они уйдут, ничего не будет».

В период строительства БАМа именно авиация связывала Чару с большой землёй. «Тогда самолётов летало много, – напомнил Алексей Владимирович. – У Читинского объединённого авиаотряда было 32 аэропорта местных воздушных линий. С 1998 года остались только Чара и Чита. Все остальные используются сейчас как посадочные площадки».
Сегодня в Чару летают три авиакомпании: «Ангара», «ИрАэро» и «КрасАвиа». Основные пассажиры связаны с компанией «Удоканская медь». Вахтовка теперь приходит к каждому самолёту. Вопрос же с авиакомпанией «Ангара» пока не решён. «На сегодняшний день все полёты выполняются согласно расписания. И будем надеяться, что так и останется, так как выживаемость аэропорта напрямую зависит от частоты и регулярности рейсов», – говорит Алексей Владимирович.
В 2018 году была разработана проектная документация, а в 2022 году начались работы по реконструкции аэропортового комплекса, которые не закончились до сих пор.
Реконструкция назрела давно, так как искусственное покрытие везде пришло в негодность в ходе эксплуатации (с октября 1990 г.) и требовало замены. К сожалению, не всё делается так, как хотелось бы. В проектной документации 2018 года не были учтены некоторые особенности основания взлётной полосы, и, несмотря на недавно проведённое асфальтирование, мы уже дважды проводили ремонт на полосе собственными силами.
«Сейчас мы ждём, когда будет решён вопрос с подрядчиками и продолжены работы, – рассказывает Алексей Владимирович. – На сегодняшний день не достроено периметровое ограждение, патрульная дорога и метеоплощадка, светосигнальное оборудование до сих пор не введено в эксплуатацию, не закуплено новое метеооборудование, третий год мы снимаем гаражи для нашего автотранспорта, а нового нет, как и здания аэровокзала, всё стоит на месте».
Действующее здание аэровокзала было построено ещё в 1982 году. В 2023 году по согласованию с учредителем было принято решение провести капитальный ремонт здания за счёт собственных средств. Были заменены кровля, крыльца, внутренняя отделка, утеплены стены, полы и потолки, установлены стеклопакеты, заменена пожарная сигнализация, обшито сайдингом здание, приобретены новые кресла для пассажиров, установлены модульные санузлы, приобретён интроскоп для досмотра багажа. Здание стало современным и комфортным для пассажиров и сотрудников.
Отдельно стоит вопрос технической готовности аэропорта к приёму воздушных судов классом выше. Для этого необходимо увеличить категорию по противопожарной защите с третьей до пятой. А это увеличение штата для организации подразделения аварийно-спасательного обеспечения полётов, приобретение или аренда двух пожарных КамАЗов (сейчас по договору нам предоставляют один «Урал»). В связи с отсутствием постоянного гаража необходимо приобретение модульного для пожарной техники и деайсера (машины по противообледенительной обработке воздушного судна), а также противообледенительной жидкости к нему. Общая сумма расходов на эти нужды оценивается в 25 миллионов рублей. Пока что все финансовые обязательства ложатся на ООО «Аэропорт», хотя имущество принадлежит краю.
Перспективы всё же есть. До конца 2025 года планируются пробные рейсы авиакомпании «ЮТэйр» при поддержке компании «Удоканская медь», а регулярные перевозки могут стартовать с января 2026 года. На этих направлениях будут использоваться самолёты ATR-72, которые обеспечат более быстрое и комфортное сообщение, время перелёта до Иркутска и до Читы сократится почти вдвое.
Несмотря на трудности, Алексей Владимирович Хохлов продолжает руководить аэропортом уже более четверти века. «Слишком давно я директор, – улыбается он. – Иногда хочется отдохнуть».