Во многих семьях есть традиция пересматривать старые фотографии, открытки, которые члены семьи посылали друг другу на праздники, сувениры из различных поездок – всё это создаёт невидимую связь, строит фундамент, который с течением времени становится только крепче.
У «Северной правды» вместе со своей читательской семьёй тоже есть такие фотоальбомы, папки, коробочки с вещами, которые рассказывают историю членов нашей семьи – посёлков Каларского округа. Давайте сегодня все вместе заглянем в фотоальбом, который подписан «Куанда. 1981 год». Увлекательного путешествия в историю, уважаемые читатели!
1981 год для куандинцев знаменателен не только тем, что он считается годом основания посёлка, но и тем, что именно в этот период в Куанду приехали люди, которые и творили её историю, – те, для кого посёлок стал новым домом, те, кто не рассматривал своё новое место жительства как нечто временное, а сразу пустил здесь корни, подошёл, как говорится, к делу основательно. Ведь хотя и задача перед всеми стояла на самом деле серьёзная – в короткие сроки сделать посёлок не только пригодным, но и, насколько это возможно, комфортным для жизни, молодые строители БАМа находили силы и время «жить жизнь».
А ВСПОМНИТЬ, К СЧАСТЬЮ, ЕСТЬ ЧТО…
Людмила Петровна Болдырева была одной из тех, кто помогал делать жизнь бамовцев творческой, весёлой, разнообразной. Наверное, у многих куандинцев сохранились фотографии с танцевальных вечеров, на которые приходили и начальник с женой, и рабочие с жёнами и детьми – веселились все вместе.
– Главное, в то время ведь был так называемый «сухой закон», но никто из-за этого не страдал, все были веселы и счастливы, что называется, «без подогрева». Я, когда приехала, начала работать воспитателем общежития, занималась организацией вечеров отдыха и народных талантов. К тому моменту уже была сделана хорошая танцплощадка, где в темноте танцевали после работы ребята. Молодые же, потанцевать хочется. Приходили после работы кто в чём. Первым делом я всем предложила красиво одеваться на наши вечера, так и сказала: «Не забывайте, кто вы есть на самом деле – молодые красивые ребята, строители БАМа!», – улыбается Людмила Петровна, погружаясь в воспоминания о Куанде того периода. – Тогда же пришла идея сделать вечер народных талантов, которых у нас было немало.
В этот момент Людмила Болдырева начала показывать мне фотографии, на которых братья Красильниковы танцуют вальс, который сами и поставили, а на другой фотографии грузины поют и играют на аккордеоне (и он в Куанде нашёлся!), остальные же снимки тоже удивляют тем, насколько творческие люди приехали в посёлок. Например, оказалось, что в мехколонне работает танцор балета, который под мелодию, которую для него подобрал грузин-аккордеонист, танцевал балет. Это вообще было довольно неожиданно, что и на такие таланты Куанде повезло. Нашёлся и мастер художественного слова – Котельников Николай читал забавные юморески. Да и музыкальным даром бамовцы, как известно, никогда обделены не были. Как вспоминает Людмила Петровна, однажды на День строителя несколько участников подготовили специальный концерт. Особенно удалось исполнение песни «Надежда» на слова Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой – казалось, что исполнители репетировали как минимум несколько недель.
СТРОИЛАСЬ КУАНДА «ВСЕМ МИРОМ»
Естественно, что в фотоальбомах куандинцев нам то и дело попадались снимки школы – объекта, важность которого в любое время сложно переоценить. Сложностей в ходе подготовки к учебному году было хоть отбавляй. Не было мебели, потому что доставлять её в Куанду вертолётом получилось бы слишком дорого. Но выход нашёлся. Как рассказывает Котенёва Е. А., которая тогда как раз была старшеклассницей, мебель смастерили жители сами, да и ремонт делали тоже сами – всем посёлком, что называется. Наверное, обычная для того времени и такого отдалённого региона история.
– Занятия начались не первого сентября, а немного позже. Шли подготовительные работы. Мебель и правда смастерили сами, а вот классные доски для письма у нас, к счастью, были, – вспоминает Елена Анатольевна. – Мы всем коллективом школьным мыли деревянные панели щётками с порошком. Такая ответственность на всех нас была. Парты и стулья появились в школе только к весне. В одной половине здания школы велись уроки. Уроки физкультуры, линейки, дискотеки проводились в фойе, а через год построили спортзал. Во второй половине школы жили учителя со своими семьями, в том числе и моя мама, Л. Г. Морозова, заведующая УКП. В вечерней школе мама проработала два десятка лет, – подытоживает моя собеседница.
Не будет преувеличением сказать, что в 1981 году в Куанде было построено и сдано в эксплуатацию такое количество объектов, которое в других случаях строят несколько лет. Посудите сами, уже осенью куандинцев обогревала центральная котельная, а также «согревал» и собственный хлеб из новой пекарни от пекаря Татьяны Никулиной. Осенью же были построены мост, магазин, состоящий из промышленного и продовольственного отделов, дизельная электростанция, столовая, почтовое отделение, а также амбулатория, в которой работали два врача и четыре медсестры. И это ведь было только начало. В течение второго этапа развития посёлка велось строительство клуба, спортзала, библиотеки, банно-прачечного комбината. Уже к концу года посёлок вытянулся в длину почти на три километра, а общее число жителей приближалось к двум тысячам…
Можно сказать, что журналы и газеты являются «документами» истории. Так, у одной из моих собеседниц в архиве я увидела выпуск «Северной правды» за 1983 год. В одной из статей как раз рассказывалось про то, что в Куанде был только что сдан десятиквартирный жилой дом, свет в окнах которого стал своего рода символом того, что посёлку быть, быть не временно, а уже на долгие, долгие годы… А надежду на это дают, как всегда, дети – те, для кого их родители и прикладывали столько усилий, чтобы Куанда стала комфортной для жизни. В той же статье читаем и о том, что «сегодня под аплодисменты собравшихся была перерезана красная лента перед входом в детский садик «Берёзка». Первое дошкольное учреждение в Куанде возвели и отделали строители СМП-695 управления «БАМстройпуть».
Детские садики построены также в мехколоннах № 22 и № 4. Для детей в том же году открыли и музыкальную школу, но взрослые и о себе не забыли – построили клуб, в котором показывали широкоэкранные кинофильмы.