В ноябре 1980 года бригада рабочих начала прокладку зимника от Чары до Витима, последнего зимника БАМа. Первопроходцы отправились на машине «Урал-375» сквозь тайгу, по едва подмороженным марям, неокрепшему льду озера Леприндо и реки Сюльбан. Разведывать трассы будущего автозимника было доверено Чарскому прорабскому участку управления механизации «БАМстройпуть». 26 ноября 1980 года отряд Ивана Михайловича Лылова вышел в дальний путь.
Семнадцать дней водители Юрий Бурко, Николай Мельников, Александр Аверчук, Василий Кошкин, Александр Белов, Виктор Чередов под руководством И.М. Лылова преодолевали этот маршрут.
Вот как вспоминал этот переход ветеран БАМа Ю. И. Бурко:
– Я и Мельников Коля – он был помощником моим – отправились на бульдозере «Комацу». Бензовоз с нами, он горючку из Чары привозил, и «Магирус», матрасами обитый, – вот и вся техника. В день по 3-5 километров проходили, не больше. Сначала бульдозером лес валишь, потом ровняешь. Перевал «разбирали» дней пять. Пока валим, костёр развели, обед готовил Саня Белов. Ночевали в машине, в кабине. Когда подъехали к метеопосту на Куанде, в ту ночь мороз был -45, – подытожил итоги пути Ю.И. Бурко.
13 декабря первопроходцы достигли конечной точки и 22 декабря вернулись на базу. В феврале отряд И.М. Лылова прошёл зимник второй раз и сократил его протяжённость со 190 до 180 километров.
– Объезд с Сюльбана до Куанды мы сократили на 12 километров. Берег ниже моста крутой был, песок натаскивали, чтобы заехать. До сих пор этот съезд действует, – продолжает свой рассказ Юрий Иванович Бурко. – А добирались мы с Николаем на бульдозере, да бензовоз с нами, и всё. Приехали в Куанду и остались жить и работать со своим другом «Комацу». Пять лет я на нём проработал, около 400 километров лесу приломал. Все дороги здешние – моя работа, – с гордостью вспоминает Юрий Иванович. – Разное бывало… Когда зимник прорубали до Витима, такой случай помню: еду, и вдруг выстрел, окно, как витрина огромное, вдребезги, а в ногах сучок толстенный валяется. Немного вправо бы упал и ноги бы переломал мне. Это от мороженой лесины он отскочил. От катера небольшого стекло сняли, фанеру какую-то нашли. Целый день прилаживали да кумекали, но сделали. И дальше стал лес валить. А вот когда пожар в мае 1981-го был вокруг Куанды, меня ночью отправили лес валить. А местности-то толком ещё не знали. Еду, валю, темнота. Вдруг лес кончился, и простор такой. Вылез из кабины – Бог ты мой! – на обрыве стою, подо мной река, метров двадцать вниз. С тех пор ночью не ездил.

Много интересного Юрий Иванович вспомнил. И про то, когда свалили деревину, а вылетела белка-летяга, которая потом в кабине у товарища его год жила. И про то, как счесали пласт, а там нора бурундучья. Бурундук убежал, а бригаде досталось ведро, наверное, отборной брусники – его запас.
– Когда обратно в Чару выехал, уже зимник преодолел, немного правее взял. Туман от мороза, чувствую – что-то не то происходит. Вышел из кабины – стою на льду озера Леприндо. Осознаю, что подстерегает опасность. Мой «Комацу» весом 50 тонн. Отцепил лопату (весом тонн 10), развернулся и к берегу быстрее. Напарника уже на берегу разбудил, закурили, а у самого ноги трясутся. И такие были случаи, – улыбается Юрий Иванович.
А вот что писала об этом периоде строительства БАМа «Северная правда» в номере от 7 апреля 1981 года: «12 января 1981 г. на 833-й километр Большого БАМа прибыли машины механизированной колонны № 4. Шофёры Александр Тазов и Ульдан Якупов, мастер Вячеслав Власенко, плотники Александр Шкляев и Вячеслав Никонов стали первыми посланцами будущей станции Куанда – одной из ведущих на Читинском участке.
Куанда может гордиться своими первопоселенцами – механизированной колонной № 4. Она – старейшая не только в тресте «ЗапБАМстроймеханизация», но и в Министерстве транспортного строительства. Её коллектив в апреле 1981 г. отметит сорокалетие».
А было всё совсем-совсем непросто.
Мы съели соли 100 пудов,
Пока прошли от самых первых просек
До самых первых быстрых поездов.
Качалось в небе кружево иголок
И осыпалось звоном топора,
И вырастал уверенно посёлок,
Где были только сосны да ветра.
Задача механизаторов поезда «ЗапБАМстроймеханизация» была непроста – создать просеки под автодорогу, строительство мостов и водопропускных труб, обустройство всех станций и разъездов от Кодара до Витима. Но в первую очередь надо было построить временный посёлок, подготовить его к работе в условиях бездорожья в летний период, создать базу, завезти продукты, ГСМ, стройматериалы. И столь основательная подготовка была не напрасной. С весны и до глубокой осени стихия неоднократно испытывала характер строителей на прочность. В мае к посёлку подступили пожары, и стоял вопрос об эвакуации людей. Затем вышедшая из берегов своенравная Куанда половодьем отрезала строительные отряды с востока, а с запада – Витимом. Потом случился осенний паводок на Витиме. Поэтому большинство строений пришлось возводить из местного материала – брёвен и бруса. И это коллективу удалось! Через месяц численность живущих в окрестностях под названием Куанда возросло до 80 человек, а к концу года увеличилось в 5 раз!
Через полгода в Куанде строители уже возвели лесопильный склад, три восьмиквартирных дома, много балков, баню, котлопункт, общежитие, школу на 320 мест. Начали появляться улицы – Механизаторов, Удоканская, Кодарская, Витимская.
24 января 1981 года появился столб-указатель с табличкой: «Куанда. Основана 24 января 1981 года». Своим рождением посёлок обязан коллективу СМП-695.