Называют Север Крайним…

В Чите прошла презентация книги эвенкийских сказок «Золотая нить». Это общий проект жителей Дальнего Востока: Амурской области, Хабаровского и Забайкальского краёв.

Идея подготовки книги сказок на двух языках – русском и эвенкийском – родилась в Благовещенске на третьей тунгусской конференции. Эвенки Хабаровского края перевели сказки на эвенкийский язык и озвучили их. А автор этих сказок – Нина Коледнева, писатель (член Союза писателей России) из Забайкалья. В ближайшее время книга поступит в библиотеки северных эвенкийских районов Забайкальского края.

Эффект бумеранга

Мне часто доводится встречаться со школьниками и студентами. Рассказываю им о своих эвенкийских сказках. А после происходит эффект бумеранга – сказка их уже не отпускает. Дети и подростки рисуют иллюстрации к сказкам: так они пытаются лучше понять душу таёжника. А студенческая молодёжь стремится разгадать код эвенков.

Студенты колледжа при читинском институте народного хозяйства на первой нашей встрече терялись. Об эвенках слышали, конечно. Знали, что они непревзойдённые следопыты и охотники. Но вот известных представителей этого этноса назвать не могли. А эвенкийский народ может по праву гордиться известными учёными-этнографами, художниками, писателями, поэтами и сказителями. Студенты, увлёк­шись, занялись собственными исследованиями культуры эвенков. Сняли видеофильм о старейшинах Тунгиро-Олёкминского района. Подготовили доклад о трансформации эвенкийского жилища, об универсальности эвенкийской меховой одежды.

И вот новая встреча с учениками старших классов читинских школ. Похоже, услышав тему дискуссии – «Эвенкийские праздники», мои собеседники заскучали. Что тут нового? Как у всех – по красным листкам календаря. Но мои гости не смогли ответить на самые, казалось бы, простые вопросы.

Читайте также:  Инспектируем строительство комбината на Удокане

Все национальные праздники у коренных таёжников связаны с природой. Это игры, состязания в беге, борьбе и прыжках, сказки и разгадывание загадок. Вечерами – общий костёр и пир с богатым угощением и песнопениями в честь удачливых охотников. Спиртное в прошлые века эвенки не употребляли, «огненная вода» появилась на стойбищах орочон, оленных людей и звероловов лишь с приходом купцов-перекупщиков пушных мехов и ходей из Китая, охотившихся за слитками золота. На Витиме и его притоках спиртоносцами были поначалу купцы-якуты. Но это боль малого северного народа. В наши дни эвенки стремятся вспомнить воспитательные практики своих предков, возрождают северные спортивные игры.

Узнав об эвенкийских праздниках, играх, богах и верованиях северного этноса и его сказках, проще найти ответы и на самые существенные вопросы: кто такие эвенки и чем они занимаются? 

< . . . >

Уважаемые посетители сайта. Полную версию статьи, Интересные истории от автора, истоки рождения сказок, а также другие материалы вы можете прочитать только в газете «Северная правда», № 17 от 28 апреля 2021 г. Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.

Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) – 650 руб.
Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь.
Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.

Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять