Новогодние праздники отшумели, наступили трудовые будни. И по традиции в начале нового года мы подводим итоги года минувшего. Каким же он был для села Чара? Рассказывает глава сельского поселения Татьяна Рысева.
– В целом год был достаточно спокойным и обошёлся без чрезвычайных ситуаций. Хотя в нашей работе легко и гладко не бывает в принципе. Бюджет у нас мизерный и дотационный, полномочий у сельской администрации раз-два и обчёлся, большая часть их – прерогатива района. А люди, по привычке, с любой бедой идут к нам. Вот и приходится разъяснять, помогать. К примеру, сфера ЖКХ в наши полномочия не входит. Но если вдруг на котельной авария случится, то, естественно, мы не можем остаться в стороне. К счастью, 2019 год у нас прошёл в штатном режиме, никаких аварий не было, и запасы угля имеются, и теплосети в порядке. Кроме того, на сегодняшний день нет проблем с подвозом воды населению. Также частично решён вопрос с вывозом ТБО. Пока в район не зашёл региональный оператор, было принято решение вернуться к практике вывоза мусора мешочным способом. То есть будет составлен график, согласно которому мусоросборочная машина будет объезжать село.
С электросетями сложней. Состояние опор в селе, сами знаете, плачевное. Мы уже прошли три суда с департаментом госимущества и земельных отношений Забайкальского края, а также с «МРСК Сибири», чтобы добиться капитального ремонта. Но пока результатов нет. Ожидаем четвёртого судебного разбирательства, назначенного на 25 января.
Что касается благоустройства, то 2019 год оказался в этом плане весьма плодотворным. По программе «Комфортная городская среда» были установлены три детских игровых площадки. По программе развития Дальнего Востока установлен воркаут-комплекс. По этой же программе закуплены и будут установлены в этом году ещё одна детская площадка и спортивный комплекс. Также приобретён и частично установлен новый хоккейный корт. Окончательные работы по его установке будут проведены летом, у нас имеется соответствующее гарантийное письмо от поставщика. В прошлом году были установлены линии уличного освещения на улицах Студенческая и Сакуканская, также в Кюсть-Кемде повесили пять уличных фонарей. За что спасибо администрации района. Готовим заявку на освещение улиц Первомайская и Лябича.
А существуют ли в селе какие-либо программы, связанные с переселением из ветхого жилья? Ведь таких домов в Чаре немало.
– Все программы, связанные с жилым фондом, относятся к полномочиям района. В наши же полномочия входит лишь постановка на учёт и признание нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сегодня на учёте состоит 43 человека. Мы ведём работу по составлению и утверждению списков для программы «По обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в не предназначенных для этого строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока». В сельском поселении «Чарское» под действие данной программы подпадают практически все дома, когда-то построенные Удоканской экспедицией. И хотя эта программа ещё не утверждена, уже имеется практика судебных тяжб. Поскольку не все граждане, включённые нами в списки как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, были утверждены на краевом уровне. Причин этому много. Кто-то выехал за пределы района, кто-то проживал без регистрации. В крае существует ещё одна программа «Устойчивое развитие сельских территорий». В ней предусмотрено и строительство, и благоустройство. Увы, на территории нашего района она пока не действует.
В границы сельского поселения «Чарское» входит также и село Кюсть-Кемда, в котором достаточно много проблем. Как они решаются?
– Кюсть-Кемда – это, конечно, наша боль. По сути, село умирает. Люди не хотят в нём жить. Почему? Да всё по тем же причинам: отсутствие жилья, работы. Фактически в селе живёт 97 человек, три четверти из которых пенсионеры. Из всех учреждений работает только клуб, который нуждается в срочном ремонте. Мы составили смету, и цена капитального ремонта составила порядка десяти миллионов рублей. Понятно, что таких денег взять просто неоткуда. За поддержкой мы обратились в БГК. Возможно, компания окажет помощь. Пусть не на полный, хотя бы на частичный ремонт – завалинки утеплить, полы заменить. И этому будем рады!
Когда-то Кюсть-Кемда была богатым, процветающим селом. Колхоз, который обеспечивал овощами чуть ли не весь район. Была большая молочная ферма. Сегодня, когда у нас действуют такие инвесторы, как СУЭК и Байкальская горная компания, у вас не возникало мысли предложить войти с ними в концессию и попытаться возродить то, что было раньше? Для наших жителей это были бы рабочие места, новое жильё, следовательно, уменьшился бы отток населения, а для инвесторов – возможность иметь свежую продукцию для своих работников. Ведь после запуска комбината на нём будет трудиться несколько тысяч человек, и их всех надо будет кормить.
– Да, задумки такие есть. Мы готовим предложения со сметой, экономическим обоснованием. Вот только опасений у нас не меньше. Согласитесь, сегодня любое предприятие, любая компания надеется прежде всего получить финансовую выгоду. Возродить какое-либо сельхозпроизводство в районе невозможно, надо всё начинать заново. Строить помещения фермы, теплицы, облагораживать покосы, вспахивать практически целину под сельхозкультуры. Представляете, какие это расходы? И ведь мало построить, надо всё это поддерживать, развивать, надо ждать, пока всё это окупится и начнёт давать результат. Поэтому, конечно, хотелось бы, но…
Вам, как главе поселения, наверняка известны самые, так сказать, «болевые точки» вашего села. Какие они?
– Первая и самая главная – это, конечно, наши люди. Больно глядеть, как Чара пустеет. Как уезжает молодёжь, как люди стремятся вырваться на большую землю. И понять их можно, и в то же время так не хочется отпускать. Вторая – жильё. Дома, построенные когда-то, ветшают, нового муниципального жилья практически не строится. А самому человеку построить дом очень дорого обходится. Сами знаете, какова цена материалов, даже не золотые – бриллиантовые оказываются. А когда нет жилья, люди перебираются в другие места, и тут мы опять возвращаемся к оттоку жителей. Ну и третья проблема – это лес. Лесоделяны в районе заканчиваются, участки для заготовки дров выделяют всё дальше и дальше от села. А это что? Это автоматически увеличивает стоимость этих дров для людей. А если учесть, что все жилые дома в Чаре на печном отоплении, то эта проблема – дело серьёзное. Вообще, трудностей хватает. Но главное, не опускать руки. Я искренне люблю своё село и хочу, чтобы Чара возрождалась и процветала. А ещё очень хочется донести до каждого, кто здесь живёт: сколько бы администрация ни старалась, какие бы деньги ни выделялись – одна она не справится. Понятно, мы все хотим жить лучше, удобней, красивей. Но начинать-то надо с себя, с собственного двора. Не жаловаться, что глава поселения не хочет чинить твой покосившийся забор, а самому взять в руки молоток и гвозди. Не рассуждать о том, сколько собак бегает без надзора, а проследить, чтобы лично твой Шарик сидел в ограде. Возьмёмся всем миром, и тогда жизнь начнёт налаживаться.
Фото из открытых источников