Александр Тылькевич: «Моё дело — помочь»

Годы, проведённые в нашем районе, Александр Тылькевич считает самыми «солнечными».

Настоятель Петропавловского храма протоиерей Александр родился в Ташкенте, вырос в Чаре, учился в Благовещенске и в Иркутске, а живёт сейчас в Шилке. Но его и сейчас можно увидеть в нашем районе. Он покоряет Кодар, помогает людям из небольших посёлков, снимает фильмы о Севере.

Солнечные воспоминания о Севере

Годы, проведённые в нашем районе, Александр Тылькевич считает самыми «солнечными». Это и понятно: молодость – время, когда материальные проблемы интересуют меньше всего, зато окружают весёлые друзья, с которыми можно заниматься музыкой и ходить в походы в тайгу. Это сейчас всё поменялось: люди сидят за закрытыми дверьми и каждый перед своим телевизором. А раньше, по словам священнослужителя, – за одним общим столом. И щеколда была не с внутренней стороны калитки, как сейчас, а с внешней стороны двери.

После срочной службы он вернулся в Новую Чару. Работал в линейном отделе транспортной милиции. Тогда, вспоминает, дневали и ночевали на службе. Если какое-то происшествие, его – молодого и ответственного сотрудника – вызывали первым. Кстати, тогда их отдел был образцово-показательным: даже в тяжёлые 90-е годы, когда по полгода люди не видели зарплаты, милиционеры не брали взятки.

Как нашёл дорожку к Богу? Признаётся, что, когда доучивался в институте МВД, перед экзаменом зашёл в храм. Бога «пока не чувствовал», но знал, что кто-то помогал, «поддерживал, направлял». А потом… заболела дочка. Сбор денег, поездка в Новосибирск, операция и слова доктора: «Мы сделали что могли. Теперь вы молитесь». Так вместе с супругой Александр Тылькевич оказался на исповеди. Подружился со священнослужителем… Окрестили дочку, которая вскоре пошла на поправку. Сейчас она учится в Чите в медицинской академии и радует родителей не только успехами в учёбе, но и другими своими достижениями.

Ночь в помощь?

Бывший владыка Читинский и Забайкальский Евстафий сам предложил Александру служить Богу. И за два месяца до присвоения звания капитана Александр Тылькевич положил начальнику на стол рапорт об увольнении.

– Самым главным для меня на тот момент была поддержка семьи, особенно деда, – признаётся священник. – Супруга поддержала… Вместе с ней воспитываем 12 детей: двоих родных и десять приёмных… Довольно долгое время не мог разобраться в том, как устроена церковь. В милиции же всё чётко… А здесь бабушки говорят одно, староста – другое… Первый сорокоуст отслужил дьяконом, а второй уже священником.

Отец Александр – удивительный человек. Его можно увидеть и верхом на лошади, и в огороде, помогающим семье по хозяйству, и в гараже – рядом с механиком, ремонтирующим машину, и на балу добровольцев в Чите. Кстати, вместе с волонтёрами он помогал доставлять гуманитарную помощь пострадавшим от наводнения и даже лично тушил степные пожары. На вопрос о том, как всё успевает, улыбается: «Солдату поможет ночь».

И всё-таки делом всей жизни семьи Тылькевичей является проект «Детская деревня».

– Мы придумали проект по расселению забайкальских сирот в семьи с выделением семье квартиры, – рассказывает отец Александр. – Построили два дома на отведённой территории. Частично коммунальные услуги оплачивает храм. Вокруг уже есть игровая площадка, велодорожка, в центре – храм иконы Божией Матери «Воспитание». Это единственное место в Шилке, где дети могут погулять и покататься на роликах. Проект ещё не закончен, планируется построить ещё несколько домов и спортивных объектов.

Священнослужитель благодарит жителей Шилки – помогли отстоять территорию, ведь ещё несколько лет назад чиновники хотели на этом месте строить торговый центр.

– Точно так же несколько лет назад все вместе отстояли школу в соседнем селе Мирсаново, – продолжает протоиерей. – Там оставалось 56 учеников, её собирались закрыть, купить автобус, чтобы возить детей в Шилку.

Отец Александр предложил главе села открыть в ней казачью школу. Детей собирали из разных сёл – от Шилки до Забайкальска. Сегодня там учатся 110 ребят и мест свободных уже нет. При школе работает детский садик, круглосуточные казармы, где ребята живут всю рабочую неделю. Там же, в Мирсаново, строится «Детское подворье» с конюшней, где желающие будут заниматься конным спортом. Мальчишки-казаки уже сейчас просятся за лошадьми ухаживать. Там же действующий приют для бездомных собак.

«Север – моя отдушина»

Недавно отец Александр совершил первый поход в Чару из Шилки через Витим. Определил для себя задачу: восстановить старые дороги, потому что именно они дают возможность выжить маленьким посёлкам.

В феврале планирует новую экспедицию на Север. Из Шилки до Чары, а из Чары через Тупик в Могочу. Не скрывает: для него куда-нибудь уезжать – настоящая отдушина. Поэтому уходит «на севера» регулярно. Эти походы не только интересны, но и полезны. В предыдущем маршруте – Усть-Каренга, Тунгокочен, Кыкер, Усугли – завозили по пути гуманитарную помощь: продукты первой необходимости, тёплую одежду. Сейчас доброе дело продолжат. Будут остановки и для богослужения.

– Люди на Севере живут очень скромно, – дополняет протоиерей. – На вертолётах многого не привезёшь, мы же идём на специально подготовленных машинах по суше. У нас два походных храма. Гусеничный вездеход, подаренный патриархом нашему приходу, гибрид ГАЗ-66. Своими силами переоборудовали ЗИЛ-131. В команде экспедиции 12 человек.

…Внимание к Северу со стороны священнослужителя и его единомышленников ценно. Понятно, что решить глобальные проблемы таким образом не получится, но привлечь внимание общественности – да, помочь с продуктами и вещами – конечно! Главное – люди из наших посёлков видят внимание к себе, чувствуют, что ещё есть сердца, способные дарить им своё тепло.

«Их смерть – это наша жизнь»

О своих миссионерских экспедициях отец Александр снимает фильмы. Не один, конечно. Рядом всегда единомышленники и подвижники. Два года назад при поддержке Министерства культуры РФ и представителей газеты «Комсомольская правда» был снят документальный фильм «Миссия». Он рассказывает о походе в Мраморное ущелье. Там в 1949-1951 годах находился исправительно-трудовой лагерь, в котором заключённые добывали уран. Целью миссионеров было не только изучение места, но и установление на одной из горных вершин Удокана поклонно-мемориального креста, а также совершение панихиды.

– Если вникнуть глубже, то поймёшь, что лента повествует о покаянии современников перед погибшими, о сострадании и о том, как непросто переплетены в истории нашей страны добро и зло, – рассуждает отец Александр. – Многие погибшие в Мраморном ущелье не имели христианского погребения, но их гибель не должна кануть в Лету. Заключённые добывали первый уран, их смерть – это наша жизнь.

Ещё один фильм, в котором протоиерей принял непосредственное участие, называется «Путь». Пробиться на Север по замёрзшей реке, доставить помощь тем, кто пострадал от наводнения, – не для галочки, не для наград на различных фестивалях, а для того, чтобы помочь. Чтобы те, кто смотрит фильм, знали о таком прекрасном месте на Земле, как север Забайкальского края, о том, что здесь живут люди и им труднее, чем многим другим.

На какие деньги снимаются фильмы? Большая часть – помощь спонсоров. И грантовая поддержка.

– У нас, забайкальцев, глаз замыливается, и мы не понимаем, какая красота нас окружает, – считает протоиерей. – А эту красоту, я думаю, надо сохранять, беречь, приумножать и показывать.

Фильмы с участием отца Александра можно посмотреть в сети Интернет.

Фото из архива А.Тылькевича

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять