На территорию Каларского округа прилетел «инклюзивный десант». Это второй приезд реабилитационного центра «Росток» в округ. Первое знакомство с «Ростком» из города Читы произошло год назад. И тогда, и сейчас задачей специалистов является оказание психологической помощи и проведение медико-педагогической практики.
В течение двух недель восемь профессионалов помогали детям с различными заболеваниями пройти реабилитационный курс. Пациентами были дети школьного возраста со второго по восьмой классы. Специалисты работали с такими диагнозами, как детский церебральный паралич (ДЦП), расстройство аутистического спектра. По словам дефектолога Евгении Юрьевны, у нас в округе не так много детей с инвалидностью, как с педагогической запущенностью. Причины этого могут быть разные, начиная с нехватки времени у родителей и заканчивая незнанием, как и что делать.
Корреспондент нашей редакции посетила занятия «инклюзивного десанта», посмотрела на работу специалистов и узнала, что изменилось с первого приезда реабилитационного центра.
«Росток» расположился на территории Новочарской школы № 2. На первом этаже мы сразу видим большую очередь у кабинета невролога. Это первый врач, которого необходимо посетить. Именно он проводит первичную консультацию, собирает анамнез и выписывает направление на процедуры. Кабинет находится в центре, а дальше, как в сказке: направо пойдёшь – к психологу, дефектологу и логопеду попадешь, налево пойдёшь – к массажисту, рефлексотерапевту и медсестре физиотерапии попадёшь. А если подниметесь на второй этаж, то сможете заняться лечебной физической культурой.
Перед нашим небольшим путешествием мы решили поступить, как врачи, и собрать анамнез (сведения об истории болезни – прим. авт.), необходимый для нашей работы. Возле кабинета невролога мы встречаем Кристину, маму шестилетнего Арсения. Девушка рассказывает, что ранее они были в этом центре. «Первый приезд специалистов был больше тестовым. Им нужно было ознакомиться, посмотреть, что и как происходит. Да и нам пришлось собрать кучу документов, всё происходило в спешке. Сейчас же всё спокойнее. Не нужно много бумаг, так как в первый раз была заведена карточка на ребёнка, к тому же врачи нас запомнили. Помимо этого, увеличилось число специалистов, появилось новое оборудование и добавились процедуры. Например, рефлексотерапия».
Екатерина, мама девочки Алисы, тоже отмечает изменения в работе центра «Росток»:
«В прошлый раз мы не сильно поняли, как это было. А в этот раз почувствовали, что увеличилось время реабилитации, возросла эффективность занятий, программа стала более насыщенной. Мы даже устаём, но эта приятная усталость».
Много хороших отзывов получили и специалисты центра. По словам родителей, врачи не просто проводят занятия для галочки, а работают на качество, стараются помочь не только детям, но и родителям. Например, показывают упражнения, которые можно выполнять самостоятельно дома.
Приятным удивлением для мам и пап было то, что работники центра запоминают каждого ребёнка. Даже спустя год, зайдя в кабинет к врачу, родителям не пришлось напоминать свои фамилии. Это заметили и мы. К кабинету психолога и дефектолога подошла мама с сыном. Лёгкий стук в дверь, вопрос: «Можно?» – «А, вы мама Арсения. Проходите, проходите», – послышалось из кабинета.
Спросив разрешения присутствовать на занятии, мы тоже вошли. В кабинете находятся два специалиста: психолог Сергей Юрьевич и дефектолог Евгения Викторовна. Женщина работает с малышами, у которых есть проблемы со слухом или зрением, речью, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, а мужчина – с детьми постарше, которые нуждаются в психологической помощи.
Посреди кабинета стоит большой круглый стол, на котором расположены различные игры: на внимание, сравнение, различия и другие. Позади стола лежит игровой ковёр, а у стены стоят кубики.
Занятие начинается с гимнастики рук. Евгения предлагает Арсению выбрать шарики. Мальчик предпочёл синий шарик, и специалист вместе с ребёнком начинают его раскатывать и сжимать. Затем идут игры на внимание. Одна из них называется «Весёлые гномики». Перед малышом кладут трафарет с гномиками и образец. Малыш должен подобрать каждому гному одежду по цветам, как на образце.
Пока Евгения Викторовна занимается с ребёнком, Сергей Юрьевич рассказывает о своей работе. Психолог говорит о важности слушать, слышать и заниматься со своим ребёнком.
«При малейших проблемах дети стараются дистанцироваться, а когда пытаешься сократить эту дистанцию – дают негавистическую реакцию: психически, физически и косвенно (кричат, замыкаются в себе – прим. авт.). Достаётся и братьям, и сёстрам, и даже животным, – говорит специалист. – Родители не всегда осознают истинные причины поведения детей. Они приводят его на приём и говорят: сделайте с ним что-нибудь. И не важно, что в семье всё идёт наперекосяк. Ребёнок это слышит и думает: почему со мной это, из-за чего вдруг. Дети воспринимают всё со стороны своих лет, для них это эмоционально, критично и сравнимо с потерей близкого. Они могут это не показывать, но всё чувствуют и переживают».
Боковым зрением я замечаю, что Евгения Викторовна и Арсений переместились на игровой коврик. Так как у мальчика проблемы с опорно-двигательным аппаратом, то ему необходима физическая активность. Арсений строит башню из кубиков. В конце с хохотом её разрушают. Прошло 30 минут, а это значит, что занятие окончено.
Следующая процедура – физиотерапия. В кабинете нас встречает медсестра Светлана. В этот раз специалисты привезли много портативной техники. Целая серия аппаратов, которые работают по методу электронейростимуляции. Это различные аппараты магнитотерапии. Все они направлены на восстановительную функцию организма: усиление иммунитета, профилактику ринитов, синуситов и других заболеваний. Почти все эти аппараты подходят для домашнего использования. У них мало противопоказаний и большой спектр заболеваний, для которых их можно применять. К каждому устройству идёт инструкция, например на аппаратах остео установлена определённая программа и время.
Мама мальчика Вовы рассказала нам, что у её сына слабый иммунитет и в первый приезд центра Вова ходил на магнитотерапию. И результат налицо – ребёнок не болел целый год.
Пациенты сменяются один за другим, ни один стул или кушетка не бывают свободны дольше двух минут. Дабы не смущать посетителей, мы решили посмотреть, как обстоят дела в кабинете лечебной физической культуры.
Во время нашего визита специалист занимался с Арсением. Первые два занятия идёт разминка на всё тело: повороты головы в разные стороны, подъём рук, сгибание и разгибание ног, поднимание и перенос предметов. С количеством занятий увеличиваются нагрузка и сложность упражнений.
Услышав, как родители и дети со смехом рассказывают о каких-то комариках, мы решили узнать, что же это такое. Именно так мы оказались в кабинете рефлексотерапии.
Мария Николаевна рассказала, что занимается иглоукалыванием – это метод лечения с помощью постановки игл на биоактивные точки. Чтобы детки не боялись, женщина придумала игру. Каждая игла – это комарик. Когда иголку ставят на точку – комарик кусает, когда убирают – комарика ловят и кладут в банку.
Помимо иглоукалывания, специалист применяет су-джок-терапию – все части, системы и органы тела переносят на кисть и стимулируют. Если вы когда-то хотели попробовать цветотерапию, то Мария Николаевна вам в этом поможет. Для начала врач определит ваше состояние, затем подберёт тона, которые способны вылечить выявленную проблему. Например, синий цвет даёт чувство спокойствия и безмятежности, зелёный оздоравливает, жёлтый стимулирует умственную деятельность.
Если же вы не хотите ходить с разноцветными пальцами, то можно приклеить семена перца или горошка. Они тоже обладают лечебными свойствами.
Три часа мы гуляли по реабилитационному центру «Росток», и ни на минуту ни стихали детский смех, разговоры родителей.
«В общем потоке дети не всегда адекватно реагируют на особенных детей, сторонятся их. А здесь они могут пообщаться с такими же, как они, завести новых друзей. Мы, родители, между собой знакомимся, делимся чем-то. Мы очень рады, что хотя бы раз в год к нам приезжают такие специалисты. За это большое спасибо компании «Удоканская медь». Ехать куда-то – далеко и дорого, а здесь бесплатно и эффективно», – подводит итог Екатерина.