В канун Дня железнодорожника наш земляк – тоннельный мастер Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Яков Георгиевич Алексеев – удостоен знака «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги».
О том, как добывал золото в Бодайбо, открывал Удоканское месторождение, и как получилось, что уже 28 лет связан со стальной магистралью, он рассказал нашему корреспонденту.
– Яков Георгиевич, так кто вы в большей степени – бурильщик или железнодорожник?
– По образованию я горный инженер. После окончания в Иркутске геологоразведочного техникума и службы в армии я два года работал в Бодайбо (город в Иркутске – прим. автора), где добывали золото. В 1977 году приехал в Каларский район открывать город. Тогда об Удоканском месторождении ходили легенды. Говорили, что здесь мощные залежи полезных ископаемых, будет фабрика и построят город. Заочно окончил Иркутский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт. Работал на разных участках Удоканской геологоразведочной экспедиции, в том числе 15 лет – в Наминге. Я был бурильщиком и на поверхности, и в штольне. Мы бурили вертикальные и горизонтальные скважины, выдавали геологам породу, а они уже определяли, сколько метров в пластах руды. Приходилось бурить скважины глубиной до 1100 метров. Это делалось при оконтуривании месторождения, когда определялись его границы. Возможно, я бы и дальше по профессии работал, но экспедицию закрыли, а нужно было кормить семью. В 1990-е пришёл работать в локомотивное депо Новой Чары экипировщиком тепловозов. Через два года позвали в тоннельные мастера. Вот так и стал железнодорожником.
– На БАМ не хотелось?
– Масштабная стройка, интересные люди, новая техника. Помню, в конце 1970-х мы рыбачили на Каларе. И мимо колонной шли бамовские самосвалы – «Магирусы». Такое грандиозное зрелище! Но у нас тоже своя романтика была: мы же первооткрыватели недр земли, энтузиасты.
– Ваш опыт бурильщика пригодился на железной дороге?
– Если к своей работе относиться с душой, любой опыт полезен. Тоннель – это особое сооружение, достаточно сложное. К примеру, взять наш Кодарский. Он проходит на глубине почти 150 метров, его длина около 2 км. Здесь высокая сейсмичность, порядка 7-8 баллов. Задача тоннельного мастера следить за состоянием тоннеля, проводить его техническое обслуживание и ремонтные работы. Мы отвечаем за безопасное и бесперебойное движение поездов. А знания горного дела помогали раньше, помогают и сейчас, когда вырабатываются оптимальные решения горнопроходческих работ по строительству второго Кодарского тоннеля.
– Вы родом из Красного Чикоя. Не хотелось вернуться на родину, к богатствам и красоте красночикойской природы?
– Север затянул, и теперь уже не могу сравнивать. Здесь всё родное. Да, приезжие восхищаются: «Ой, у вас тут горы». А для нас это привычно. Уже столько лет отжили, там гора, здесь гора. Но точно знаю, что это моё, мне этого не будет хватать в любом другом месте. Здесь моя жизнь и мой дом.
– В предстоящие выходные все железнодорожники будут отмечать свой профессиональный праздник. От имени читателей газеты поздравляю вас и всех представителей отрасли с Днём железнодорожника. Кто-то, возможно, будет на дежурстве. Ведь тысячи специалистов круглосуточно обеспечивают надёжность перевозок, своевременный ремонт и обслуживание объектов стальной магистрали. Желаю стабильной работы и благополучия. От имени редакции поздравляю вас, Яков Георгиевич, с заслуженной наградой!
– Спасибо!
От редакции: Яков Георгиевич Алексеев 9 августа отметит 71 год рождения. Желаем ему здоровья, бодрости духа, неиссякаемой энергии.