Икабья – одна из шести станций Читинского участка Байкало-Амурской магистрали, которая появилась на карте страны благодаря железной дороге.
Строители возвели сначала временный посёлок, а затем и постоянный. В нём проживали те, кто занимался обслуживанием железной дороги, работал в школе, детском саду.
Семья Шведовых переехала сюда в полном составе вместе с родителями. Как этот маленький посёлок стал для них родным домом, рассказала Виктория Ивановна Шведова.
– Приехала в Икабью из посёлка Семиозёрного Могочинского района Читинской области в 1987 году к мужу с маленькими детьми на руках: сыну Жене было пять месяцев, дочке Алёне два года. К тому времени строительство БАМа уже заканчивалось. Муж работал на монтаже котельной, которую строили в новом посёлке. Мы жили во «времянке СМП» – так называли временный посёлок. В бараке у нас была комната. Ждали, когда построят в постоянном посёлке новые дома. Тогда их было всего четыре из десяти. Не было ещё ни детского сада, ни школы. Строили ребята из Грузии: «ГрузстройБАМ» взяли шефство над строительством посёлка, так мы его и называли «ГрузстройБАМ». Народу было много. Быстро строили, работа кипела.
В то время жили весело. Все молодые были, особенно на бытовые условия внимания не обращали, трудностей не замечали. Это сейчас вспоминаешь, что два года, пока всё достраивалось, детей выпустить из дома было нельзя, кругом велись сварочные работы. Пока жили в бараке, и плесень в комнате была, и удобства общие, и детей в -40 в общую баню на руках носили. Но разве это было главное? Клуб, праздники вместе, эвенки на оленях – весело, интересно, это запомнилось. У нас всё в Икабье сложилось хорошо, и мы с благодарностью вспоминаем времена БАМа.
Нам дали трёхкомнатную квартиру с удобствами, мы были очень довольны. Уже через два года, в 1989 году, я вышла работать в котельную уборщиком помещений. Потом стала зольщиком – это помощник машиниста 2-го разряда, затем перешла на бункеровку, где по сей день и работаю.
Мой муж Виктор Викторович работал слесарем, водителем. Он был младшим в своей семье. Его в Икабью позвали старшие братья Павел и Николай Шведовы. Они сюда приехали первые, обосновались, а потом родителей и сестру перевезли. Мы друг за друга держались, помогали. Да и сейчас не забываем. Тем более, что мой муж теперь остался самым старшим из мужчин в семье.
Очень многие уехали, когда закончилось строительство БАМа. Но все те, кто обслуживал железную дорогу, все объекты, ту же котельную, остались здесь жить. И мы остались, растили детей, дождались внуков. Считаем себя бамовцами. Тогда многие семьи круто изменили свою судьбу, когда выбрали для жизни те населённые пункты, где прокладывали железную дорогу.
Мы не жалеем, что сюда переехали. Любим свой посёлок за красивую природу, хороших людей. Сейчас Икабья снова оживает: опять открылся детский сад, учеников из соседнего села автобус привозит в школу, проложили новую ЛЭП, везде кипит работа. Значит, всё было не зря.