«БАМ дал мне путёвку в жизнь»  0+

П. Поморцев четвёртый слева в верхнем ряду, п. Нагорный, 1977 г. Фото из архива П. П. Поморцева

Именно так, как указано в заголовке, считает Павел Петрович Поморцев, который участвовал в строительстве Читинского участка Байкало-Амурской магистрали.

Его история кажется обычной: так было у многих в те времена. Но она уникальна воспоминаниями, тревогами и радостями конкретного человека, из которых, как из мозаики, складывается удивительная картина того, как появилась одна из крупнейших железнодорожных магистралей мира – Байкало-Амурская, протяжённостью 4324 км.

Павел Поморцев родился в деревне Титово Промышленновского района Кемеровской области в 1954 году в многодетной семье фронтовиков. После школы отучился в техникуме на тракториста, затем отслужил в армии, вернулся в родную деревню. Начал работать в колхозе. Трудолюбивого парнишку заметили, предложили по комсомольской путёвке поехать на БАМ.

– После комсомольского собрания секретарь райкома Николай Иванович Рожок предложил поехать. Как сейчас помню: собрался я быстро. А что в 25 лет долго думать-то? Вторым отрядом в составе мехколонны приехал на строительство Беркакита в Якутии. Потом поработал в Нагорном, строил туннель. Моим верным спутником был землеройный агрегат – экскаватор-бульдозер, или, как его в народе называют, «Петушок». «Где мы с ним только не бывали», – рассказал Павел Петрович.

Под новый, 1980 год тракторист-бамовец Павел Поморцев приехал в Чару. Необыкновенная природа и жуткий холод встретили молодого человека. Тогда он и не думал, что эта неприметная станция в несколько домов станет его второй родиной на целых 32 года и кардинально изменит его жизнь. Сюда он привёз молодую жену, здесь родятся и вырастут дети, здесь отметят с суп­ругой Надеждой первые юбилеи совместной жизни, здесь вместе преодолеют трудности, связанные с возведением Байкало-Амурской магистрали.

– Тогда в Новой Чаре ничего не было. Стояло лишь три дома. Мы жили в бараках без отопления. В каждой комнате – буржуйка, а труба от неё – в окно. Это потом уже поставили котёл, который отапливал помещение, а мы по очереди его топили. Названий улиц не было. Мы их сами называли и бирки приделывали. На горе у нас была Нагорная улица. Ещё были Автобазовская, Эсемповская. Письма от родных приходили в контору, – делится воспоминаниями Павел Петрович.

На Читинском участке БАМа работа кипела: нужно было прорубать просеку, строить автомобильную дорогу, делать насыпь под железнодорожную магистраль, возводить дома. У каждой бригады своя задача.

– Труд был тяжёлый, работали по 12 часов. Я на тракторе, чего только не приходилось делать: и трубы для туннеля клали, и деревья таскал, расчищая просеку. Даже в ковше своего «Петушка» поднимал строителей, которые через ручьей Нурингнакан строили мост. Кран тогда был всего один. Нужно было делать основание для опор моста, а ручей разлился. Ещё помню: гнал трелёвщик (трелёвочный трактор использовался на лесозаготовках – авт.) на Леприндо. Впереди тайга горит. Со мной прораб 577-го строи­тельно-монтажного поезда. Говорит: «Давай возвращаться». А я отчаянный. Фуфайку в луже намочил, на топливный бак бросил и говорю: «Закрывай окна и полный вперёд». Пламя слева, пламя справа, а мы едем. Самим бы не загореться. Но проскочили. Я же в армии танкистом был, механиком-водителем, – рассказал Павел Петрович Поморцев.

За короткое время в тяжелейших климатических условиях бамовцы строили дорогу. Выручала не только техника, больше, наверное, – поддержка и помощь сослуживцев. Многие сохранили возникшую на стройке крепкую дружбу на долгие годы. И Павел Петрович Поморцев помнит тех, с кем работал.

– Очень сдружились с Василием Григорьевым, Михаилом Забродиным, Евгением Варламовым. Мы поддерживали друг друга и на работе, и в жизни. Василий корову держал, а мы помогали заготавливать сено, он нашим детям молоко давал. Хорошо жили. Удивительно, у нас у всех четверых жён Надеждами звали, – отметил Павел Поморцев.

Он рассказал, что были ребята, которые встретили свою вторую половинку на стройке. Павел Петрович жену привёз из своей деревни: встретились во время отпуска в Титове.

– Надя в Новосибирске уже жила и работала. Поженились, увёз её с собой. Она воспитательницей в детский сад устроилась. Троих детей родили, воспитали. Сначала жили в домике, который сам строил. Утеплял опилками, печку сложил кирпичную. Глина нужна была, с ручья брал, просеивал. Вроде тепло было, ребёнок по полу босиком бегал. Не жалуюсь, все люди так жили, – вспоминает Павел Петрович.

Совсем недавно супруга Павла Петровича Поморцева отметила 65-летний юбилей, более четырёх десятков лет из них они вместе, идут рядом, рука об руку. Да и сам бамовец в этом году отметит 70-летие.

Трудолюбие, ответственность и золотые руки тракториста-механика были замечены и оценены. У него две медали «За строительство БАМа», министерская грамота, звание «Ветеран труда», многочисленные благодарности. После завершения стройки Павел Петрович остался в Каларском округе и уже в Новочарской дистанции пути, преобразованной из строительно-монтажного поезда 577, занимался эксплуатацией этого участка железной дороги.

Своим друзьям, как и всем строителям БАМа, Павел Петрович желает здоровья.

– Сейчас уже не помнятся все трудности и тревоги, зато в памяти сохранились эти годы, как лучшие: время молодости и дружбы, романтики. Мне БАМ дал путёвку в жизнь. Всё у меня сложилось хорошо.

 

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять