Тревожное завывание сирены огласило посёлок. Когда бы оно ни прозвучало – в шумный полдень или умиротворённое утро выходного дня, когда слышится сигнал тревоги – все замирают. Мимо по улице проносится красная громада и вмиг скрывается за поворотом. «Значит, где-то беда», – выдаёт отошедший от оцепенения внутренний голос. Но мы редко задумываемся, что стремительная красная машина – это не беда, а спасение. Спасение, которое уже в пути.
«Северная правда» представляет рассказ о тех, кто в любую минуту готов прийти на помощь каждому, кому угрожает огненная стихия.
В едином строю
В селе Чара расположена Пожарно-спасательная часть №22. Её возглавляет Максим Сергеевич Дузь, который и рассказал нам о том, как проходит служба самой экстренной из всех служб.
– По случаю профессионального праздника мы запланировали ряд мероприятий, среди которых чествование наших ветеранов и дни открытых дверей.
По части техники и оснащения нашей части могло бы позавидовать большинство пожарных команд Забайкалья. В нашем распоряжении – четыре автоцистерны и оперативный автомобиль. Среди автоцистерн есть и современный «Урал» с ёмкостью, вмещающей 8 кубометров воды. К примеру, самой распространённой автоцистерной является машина на базе грузовика «ЗиЛ», ёмкость которого вмещает всего 2,4 кубометра.
Основной проблемой в пожаротушении является сложность в использовании естественных водоёмов. При их наличии экипаж одной машины может решить задачу, с которой не справиться и целой команде: установив автоцистерну на водоём, пожарные получают фактически неограниченные запасы воды, не тратя времени на дозаправку.
Каларский район – огромный, поэтому наша пожарно-спасательная часть физически не может реагировать на все вызовы, поступающие из отдалённых посёлков. Мы просто не успеем доехать туда, да и не сможем. В сферу ответственности Пожарно-спасательной части №22 села Чара входят сама Чара, Новая Чара, Удокан, Кюсть-Кемда, Икабья и Чапо-Олого. В Новой Чаре и Удокане нам помогают коллеги из пожарной команды станции Новая Чара, в Куанде действует пожарная часть по защите с. Куанда ГУ «Забайкалпожспас», а в Икабье – добровольная пожарная дружина.
О ней стоит рассказать поподробнее. В распоряжении добровольцев Икабьи имеются приспособленный автомобиль для целей пожаротушения АРС-14. Два года назад в посёлке загорелся четырёхквартирный дом. Дружинники оперативно отреагировали на сигнал тревоги и прибыли на место происшествия. Действуя очень грамотно, они локализовали в рамках одной квартиры пожар, который мог уничтожить весь дом. К приезду наших расчётов огонь уже не представлял опасности.
Вообще, дружинники – наши незаменимые помощники в отдалённых населённых пунктах. Пусть не у всех добровольных пожарных дружин есть техника, но все добровольцы отлично знают своё дело и всегда готовы отреагировать на тревогу.
Перед началом пожароопасного периода мы провели строевой смотр, который состоялся 8 апреля в селе Чара. Также совместно с Добровольными пожарными дружинами производим профилактические отжиги, то есть устраиваем контролируемые палы в тех местах, где возникновение возгораний наиболее вероятно. Традиционно это – сосновый бор, территории возле кладбища, некоторые участки побережья реки Чары, которые довольно посещаемы местными жителями, но являются довольно проблемными с точки зрения пожарной безопасности. Лучше мы лишим будущий очаг «пищи» профилактическим отжигом, нежели впоследствии столкнёмся с настоящим пожаром.
А вспыхнуть он может от любой искры. Непогашенные окурки, костры – наиболее распространённая причина лесных пожаров. Жилые дома также часто загораются именно от неосторожности при курении. Кроме того, во «времянках» нередки замыкания проводки. Вкупе с ветхостью построек они становятся серьёзной опасностью для частного сектора. Ну и не стоит сбрасывать со счетов детские шалости.
Бороться же с вышедшей из-под контроля стихией приходится нам, пожарным. Думаю, не стоит пояснять, насколько опасна и непредсказуема борьба со стихией. Бывали случаи, когда внезапный и сильный порыв ветра за считанные секунды раздувал возгорания, которые на первый взгляд были уже ликвидированы пожарными. Каким бы ни были подготовка и оснащение, подобная случайность может изменить ситуацию буквально за пару минут. И здесь на первый план выходят личные качества самих работников. Сам я работаю в пожарной части с 2012 года, и на моей памяти пока не случалось экстраординарных происшествий, но ветераны расскажут вам множество случаев, когда Каларские пожарные совершали поступки, которые нельзя назвать иначе, как героизмом. Огнеборцы без раздумий входили в горящие здания через окна, выносили пострадавших и потерявших сознание в дыму, порой подвергая себя смертельному риску во имя спасения чьей-то жизни или сохранения имущества.
250 километров ответственности
В Новой Чаре базируется своя пожарная команда – станции Новая Чара, входящая в состав Северобайкальского отряда Ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на ВСЖД. Осенью минувшего года это подразделение отмечало 30-летие со дня своего образования. Начальник караула Павел Викторович Трусов поделился с читателями «Северной Правды» подробностями о службе своего подразделения.
– Пожарная команда, помимо самой станции Новая Чара, имеет свой участок обслуживания протяженностью около 250 км. Он расположен между станциями Балбухта и Хани. Здесь, на трассе, нашей основной боевой единицей является Пожарный поезд.
– С какими трудностями пожарные сталкиваются при ликвидации таких возгораний?
– Пожарные часто сталкиваются с проблемами подъезда к объекту пожара, захламленностью дворов и узкими проходами между домами и надворными постройками. Но все же самая большая трудность – это нехватка источников водоснабжения и заправок водой в поселке. Мы имеем в автомобиле всего 2,4 кубометра воды, а для тушения ветхого 8-ми квартирного дома иногда требуется от 40 до 70 «кубов». На практике это означает, что при работе двух пожарных стволов вода в машине кончается за 7-10 минут, после чего требуется ехать на Новочарский водозабор и снова заправить автомобиль.
– Кто сейчас несёт службу в рядах вашего подразделения? Есть ли среди сотрудников те, кого можно назвать ветеранами и охотно ли молодёжь идёт в пожарные?
– Штатная численность пожарной команды насчитывает 29 человек, но мы постоянно сталкиваемся с нехваткой работников. Из-за не высокой заработной платы молодежь не охотно идет к нам. Многие сотрудники устраиваются в команду, но служат недолго и уходят, найдя более высокооплачиваемый труд. Но даже в таком положении у нас есть много работников, которые приходят и остаются только потому, что им по душе пожарное дело и они любят свою работу. Будучи пожарными по призванию, они служат по 10 и более лет.
– Бывали ли в практике работы вашей организации неординарные случаи и ситуации, которые вам запомнились и о которых вы могли бы рассказать?
– У меня на памяти пожар на улице Дружбы, 5 – тогда пожарные автомобили МЧС были задействованы на других выездах, и тушение пришлось осуществлять самостоятельно. Очень сложно было справиться с возгоранием здания Сбербанка, обшитого шифером. Когда горел склад Читинской промышленной компании, в борьбе с пожаром не хватало людей, и начальнику пришлось вызвать людей с выходного дня, после чего на помощь коллегам явилась почти вся команда. Других подобных случаев в нашей практике было очень много, ведь каждый вызов – это отдельная история.
– Служба пожарных – опасное дело, подчас требующее мужества и самоотверженности. Наверняка, в коллективе есть сотрудники, отличившиеся при исполнении служебных обязанностей и проявившие себя в экстремальных ситуациях. Расскажите о них и их подвигах.
– Работа пожарного уже сама по себе подвиг. Все ребята, участвующие в ликвидации хотя бы небольшого пожара, уже находятся в опасности и уже проявляют мужество. Ведь далеко не каждый пойдет туда, откуда все спасаются. То есть, с уверенностью можно сказать, что все работники в команде совершали подвиги, борясь с пожаром снаружи зданий или заходя в полыхающие строения.
Дмитрий ИГНАТОВИЧ