Путешествие по реке времени

Музеи, вернее музейные экспозиции, где собраны различные предметы старины, позволяющие воссоздать приметы дней ушедших, расширяют пространство и время. И в этом я убедилась лично, побывав в стенах краевого краеведческого музея в Чите. Странности начались ещё на подходе к нему.

Тихим весенним вечером я шла по безлюдной читинской улице, и вдруг меня кто-то или что-то остановило. Послышалось старческое кряхтение. Но улица пуста! Кто бы это мог быть? Оказывается, скрип издавало лежащее за музейной оградой дерево. Окаменевшая древность. Его доставили в шумный город с берегов Витима. В дневное время, когда пространство города заполняет рокот мчащихся машин, голос дерева не слышен. Но в вечерней тишине скрип различим. Похоже, на своём веку дерево испытало и повидало многое. Бушующий в непогоду Витим. Лютые холода зимой и удушающую жару в летнюю пору. И ему хочется поведать об этом. А ещё оно помнит, что из его семян выросли сосновые рощи. И к одной из сосен приходили с подношениями двуногие поперечноглазые обитатели северной тайги. Люди, эвенки. Они приносили дары – цветные ленты, серебряные монеты; угощали ветвистую сосну кусочками жира… А поклонялись они дереву не случайно. Оно было родовым древом, на его ветви слетались птицы из Поднебесья. На самом деле это были души неродившихся младенцев, которые выбирали себе среди орочонок будущую мать…

Но как это рухнувшее от груза прожитых лет и окаменевшее дерево попало в музей?

Этот фрагмент дерева был извлечён рабочими при выемке грунта в 1909 году (при строительстве дороги). Вначале он украшал сад Жуковского в Чите и только потом попал в наш музей. А многие другие экспонаты, хранящиеся в коллекциях со дня основания в Чите краеведческого музея, скорее всего, появились в результате активного поиска и сбора древностей Алексеем Кирилловичем Кузнецовым, объясняет Эдуард Шелофаст, заместитель директора Забайкальского краевого краеведческого музея, вызвавшийся быть моим гидом в зале этнографии.

Эдуард Викторович рассказывает о вкладе Кузнецова в музейное дело. Алексей Кириллович увлекался краеведением. Собирал минералогические и археологические коллекции. Открыл десятки археологических памятников в окрестностях Читы, на берегах забайкальских рек Ингоды, Онона, Аргуни. Одним из первых изучал Кондуйский городок, основанный, по легенде, племянником Чингисхана. Кузнецов сохранил для нас, жителей 21-го века, историю 19-го века в фотографиях – он оставил после себя одиннадцать фотографических альбомов.

Вместе с моим добровольным гидом, словно по реке Времени, переносимся в 19-й век, когда только-только открывшийся в Чите краеведческий музей начал обрастать экспонатами, которым сейчас завидуют музейщики других сибирских городов. Ещё бы! Взять хотя бы эвенкийскую коллекцию – её по большей части составляют раритеты, не новодел. Многие экспонаты попали в зал этнографии ещё в конце 19-го века… И у каждого из них своя история.

< . . . >

Уважаемые посетители сайта. Это примерно треть текста. Более подробно о загадочных экспонатах музея и их истории, а также другие материалы вы можете прочитать только в газете «Северная правда», № 24 от 16 июня 2021 г. Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.

Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) — 650 руб. Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь. Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять