Встретить позитивную новость о бездомных животных удаётся довольно редко. Попробуем разобраться, почему столь острая беда почти обошла соседний к нам Северобайкальск и каким образом соблюдение законодательства и волонтёры способны обезопасить прохожих от животных, а животных уберечь от гибели.
Вполне возможно, что, применив этот опыт, и в Каларском округе удастся размотать клубок в запутанном «собачьем деле».
Для начала вспомним, каким образом бродячие собаки появляются на улицах городов.
- Люди, среди которых нередко встречаются и наши с вами знакомые и родные, совершают настоящее предательство по отношению к животным, выбрасывая их на улицу. Не важно, как это происходит: выставляют ли за дверь котёнка, с которым наигрались дети, или выгоняют пожилого четвероногого друга умирать на улице.
- Самовыгул, когда жители частного сектора выпускают на улицы, по которым ходят дети и старики, своих дворовых псов, натренированных защищать территорию, то есть атаковать всех, кроме хозяина. Они-то в большинстве случаев и нападают на прохожих.
- Размножение животных. Пытаясь выжить, собаки и их потомство сбиваются в стаи и часто становятся агрессивными.
Как мы видим, в 100% случаев причиной проблемы являются не сами животные, а человек. Замкнутый круг.
Северобайкальск – молодой город, основанный в 1974 году. При этом первые упоминания о безнадзорных собаках начинают появляться уже в 1980-х годах: уже тогда их считают проблемой. Каким образом обычно власти и жители иных регионов пытаются исправить ситуацию? Самым примитивным и, на первый взгляд, действенным методом – уничтожением животных. Результат применения «самого эффективного метода» лучше всего иллюстрирует то, что за десятилетия он не принёс абсолютно никаких плодов. У животных включались защитные процессы – они активнее размножались и становились более агрессивными. Недобросовестные же хозяева – источник проблемы – оставались за кадром, продолжали наполнять улицы собаками и кошками и нередко сами призывали к уничтожению преданных им же братьев меньших. Замкнутый круг готов. Эра милосердия.
Но в развитых странах и некоторых городах России этот круг давно разорвали, причём самым гуманным образом. Бесхозных животных стали стерилизовать, чтобы предотвратить их размножение, а домашних – чипировать, чтобы контролировать, не окажется ли животное на улице. В противном случае хозяину грозит крупный штраф, да и право брать животных даётся не всем. Там, где широко применена именно такая схема, бесхозных собак нет или почти нет. Нечто подобное с 2020 года было внедрено в России на федеральном уровне. Государственная Дума приняла новые нормы содержания животных. Борьба с безнадзорными животными стала возможной только по схеме ОСВВ: отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск в прежнее место обитания. Предписано отлов и выпуск фиксировать на видео, а также ставить метки выпускаемым животным. Усыплять питомцев в приютах стало запрещено. Исключение составили заверенные ветеринарами случаи заболевания неизлечимыми недугами или агрессивные животные. Эта система – не утопия, она эффективно работает при наличии двух составляющих: честных чиновников и волонтёров, которые взаимодействуют между собой.
Занимательная арифметика
Однако в Северобайкальске подобная схема начала функционировать несколько раньше – в 2019 году, когда городские власти стали поддерживать волонтёрский приют и образованный им благотворительный фонд «Мухтар». Ему и было поручено реализовывать новую схему. Насколько действенным это оказалось, стало видно по состоянию городских улиц: бесхозных собак стало заметно меньше. В 2019 году в городе были отловлены 202 собаки, в 2020-м – 290 собак. Для 121 из них волонтёры нашли ответственных хозяев. Первое число указывает на эффективность гуманной системы решения проблемы, если местные власти с умом и со всей ответственностью подходят к её реализации. Второе же число свидетельствует о результатах усилий волонтёров, ведущих активную деятельность в соцсетях.
Рука об руку
Впечатляющая статистика – не единственное достижение города в реализации программы гуманного обращения с безнадзорными животными. В 2020 году при поддержке мэрии приют «Мухтар» переехал на новый участок и обустроился на нём. На территории имеются помещения для карантина и лечения животных, бытовка и домики для щенков, мелких собак и кошек. Последних «Мухтар» спасает за счёт благотворителей. Вместимость нового комплекса – 100 собак, но руководитель фонда Елена Малюк не гонится за количественными показателями: ей важнее условия содержания животных. Отлов, стерилизация и содержание животных проводятся за счёт контрактов и пожертвований горожан.
Зри в корень
Но говорить, что в Северобайкальске дела обстоят идеально, было бы неверно. Однако власти города подошли к решению этой проблемы с умом. В мэрии изучили статистику нападений собак на людей и проконсультировались со специалистами. Ответ был однозначен: бездомные животные почти всегда сами боятся человека. Проявляют агрессию, как правило, дворовые собаки, находящиеся на самовыгуле. Сильные и упитанные, в отличие от бесхозных, псы, обученные охранять территорию, продолжают делать это и за хозяйской оградой. Они не подпускают прохожих к местам, которые считают своими, и готовы напасть на любого, кто нарушит «границу». Поэтому, чтобы обезопасить улицы, в Северобайкальске начали борьбу не с бездомными животными, а с самим явлением самовыгула. Представители администрации, ветеринарной службы и полиции продолжают рейды, разъясняя жителям частного сектора незаконность выпуска сторожевых псов на свободу без сопровождения хозяина, без поводка и намордника. Помимо этого, ветеринары бесплатно вакцинируют животных от бешенства и регистрируют их в соответствии с законодательством.
Что делать?
Рассуждая об окончательном искоренении понятия «бесхозные животные», руководитель приюта Елена Малюк рассматривает первопричину – недобросовестных хозяев. Исправить ситуацию, по мнению Елены Владимировны, способно чипирование домашних животных. Оно полностью искоренит такое опасное явление, как самовыгул, и позволит привлекать к ответственности тех, кто выбрасывает на улицу своих питомцев. Елена Малюк поддерживает новую схему, однако в аббревиатуре «ОСВВ» ей не нравится последняя буква «В» – выпуск животных после стерилизации. Елена Владимировна против возвращения постояльцев приюта к прежней жизни собачьей, от которой, как известно, собака бывает кусачей. Но усилия волонтёров по поиску питомцам новых хозяев оказались бы бесплодны без высокой сознательности северобайкальцев, которые не гонятся за породой и предпочитают брать животных из приюта. К таким предложениям, как налог на собак и отмена или критическая коррекция Федерального закона «Об ответственном отношении к животным», Елена Владимировна относится скептически. Отстрел животных не решит проблему в корне, а введение налога спровоцирует недобросовестных хозяев или малоимущих просто выбросить четвероногих друзей на улицу. Тогда количество бродячих собак мгновенно возрастёт во много раз, как и количество нападений животных на людей.
Детский вопрос
Те, кто призывает к массовым убийствам животных, часто аргументируют необходимость принятия радикальных мер заботой о детях и их безопасности. Как мы уже убедились, отстрелы, потравы и прочие методы не уменьшают, а увеличивают число животных на улицах. Но посмотрим с другой стороны – воспитательной. Допустим, ребёнок увидит, как на его глазах расстреляли собаку, или окажется рядом с бьющимся в конвульсиях животным или его трупом. Разумеется, после такого зрелища попытки привить ребёнку гуманное отношение к животным будут затруднены. Но главное – на таких примерах дети всё крепче убеждаются в двуличии и лицемерии взрослых, которые призывают любить животных и быть милосердными, одновременно убивая тех, кого призывают жалеть. И если детскую психику недоверие к взрослым и обществу травмирует, то у подростков напрямую провоцирует асоциальное поведение. Когда же бездомными животными занимаются добросовестные работники приютов или волонтёры, ситуация принципиально иная. Благодаря экскурсиям в приют дети убеждаются, что бродячие псы понимают и ценят заботу, а за помощь бездомному животному можно стать звездой соцсетей и СМИ. Так у малышей с ранних лет пропадает и страх перед собаками, который часто провоцирует животных на нападения. Контактируя с собаками в приюте, ребёнок чувствует себя уверенным и понимает повадки четвероногих. Помимо воспитания гуманизма к братьям нашим меньшим, дети, остро чувствующие справедливость, воочию убеждаются, что слова взрослых о милосердии не расходятся с делами. Косвенно на изменение уровня доверия детей и подростков к обществу указывает статистика Комиссии по делам несовершеннолетних. За последние три года – а это как раз период функционирования приюта – количество преступлений, совершённых лицами младше 18 лет, снизилась на 43,75%. Разумеется, положительная тенденция является следствием как работы педагогов и служб опеки, так и общей гуманизации общества. Тем не менее и вклад нового подхода к обращению с бродячими животными не стоит списывать со счетов.