9 декабря — День Героев Отечества  0+

Фото из архива семьи Цыдыповых

Указом президента РФ от 11 июня 2022 г. за героизм и мужество, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии лейтенанту Цыдыпову Балдану Баировичу было присвоено звание Героя России. Звезду Героя ему вручил министр обороны С.К. Шойгу 29 июня 2022 г. в Центральном военном клиническом гос­питале им. П.В. Мандрыка.

Вот что рассказала «Северной правде» мать героя, врач Каларской ЦРБ Сажидма Болотовна Цыдыпова.

– Сейчас Балдан проходит восстановительный курс в Санкт-Петербургском военно-медицинском госпитале, процесс реабилитации очень долгий и сложный: в настоящее время ему всё ещё проводят различные операции на правой ноге – врачи всеми силами пытаются её сохранить, у сына была ампутирована стопа. В целом результаты операций обнадёживающие. Надеемся, что всё будет хорошо, и врачи сохранят Балдану правую ногу. Совсем недавно я была в Москве и хотела приехать к сыну в Петербург, но врачи сказали, что увидеться с ним не получится, потому что в госпитале, где он находится, был объявлен карантин.

Вообще, Балдан всегда любил всё, что связано с военной тематикой: с малых лет он, например, восхищался погонами и просил меня пришивать их к его одежде. Погоны я просила у родственников – у моего брата, полицейского, и у зятя. Сыну очень нравилось смотреть военные парады по телевизору. Балдан всегда говорил мне о том, что тоже хочет маршировать на Красной площади в Москве. А помимо всего этого, он, как и все мальчишки, играл в военные игры во дворе с друзьями. Он любил оружие. Думаю, что на Балдана сильное влияние в этом плане оказал и брат его отца: дядя является военным журналистом, он часто приходил к нам в гости, приносил с собой охапки военных газет со своими материалами, они всегда очень долго что-то обсуждали. Дядя Балдана рассказывал ему про военных, про свои статьи, он его воодушевлял и рассказывал о том, что военное дело – это очень важно. Он оставлял нам свои газеты и свои материалы, которые я тоже, конечно, читала. А я почему-то всегда хотела, чтобы Балдан стал доктором, хирургом, и с четвёртого класса я готовила его на медицинский профиль, он занимался химией и биологией, хорошо учился по этим предметам, да и по остальным, кстати, тоже. Но в какой-то момент он сказал, что хочет стать военным, и начал готовиться к экзаменам, которые были необходимы для поступления на военный профиль.

Фото из архива семьи Цыдыповых

Я, в свою очередь, предложила ему подумать о Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, окончив которую он стал бы военным доктором, но Балдан хотел быть чисто военным. Он стал заниматься армейским рукопашным боем, плаванием, увлёкся спортом, много бегал.

После одиннадцатого класса Балдан поступил в Высшее военное училище в Новосибирске, причём конкурс на направление, которое он выбрал (военная разведка), был очень серьёзный. В начале обу­чения сын был отправлен на курс молодого бойца, где все ребята столкнулись с довольно жёсткими условиями: они бегали в противогазах и тяжёлом снаряжении, то есть их проверяли на выживаемость. И, что интересно, не все выдержали этот курс, то есть были те, кто забрал документы из этого училища, потому что поняли, что им это не подходит. Балдан же говорил, что для него эти условия были даже в какой-то степени привычными, потому что детство он провёл в деревне, где он и в походы ходил, и на земле спал, и к холоду привык.

Балдан всё же не очень понимал тех ребят, которые ушли, потому что ими было приложено немало усилий для того, чтобы поступить на этот профиль.

24 февраля началась спецоперация. Сын был в танковой бригаде.

Я не знала, что он участвует в спецоперации, но оказалось, что своей сестре и отцу Балдан рассказал обо всём, и потом его сестра уже и мне сообщила, добавив, что Балдану очень нужны мои материнские молитвы. Балдан не хотел, чтобы я знала правду, потому что он знает, что у меня высокое давление, он переживал за моё здоровье.

Тогда уже шли ожесточённые бои, были погибшие, раненые, и я начала молиться и ставить свечки.

Когда уже всё произошло, и Балдан был серьёзно ранен, он сообщил об этом только сестре, которая уже рассказала обо всём мне. Я поняла, что надо ехать к нему, мы не знали, выживет он или нет. Сын сказал сестре, что мне пока ехать не надо, потому что, по его мнению, я бы этого не выдержала, поэтому полетела его сестра из Улан-Удэ – она провела с ним полтора месяца, потом уже ей на смену прилетела я, а после меня приехал его отец.

Фото из архива семьи Цыдыповых

Необходимо понимать, что Балдан – человек военный, кадровый офицер, поэтому у него есть понятие долга, то есть он обязан выполнять приказ, поэтому мне, как матери, нужно это тоже понимать и принимать. Я помню, что он уже с третьего курса говорил мне о том, чтобы я, если с ним что-то случится, долго не горевала, потому что для офицера умереть за Родину – это дело чести.

Сейчас у Балдана одна мечта – вернуться в строй и продолжить своё дело. Но это уже после того, как он пройдёт реабилитацию.

Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять