Шаман Федор Полигус женой и детьми (из собрания Российского этнографического музея, Россия)
Наш специальный корреспондент Илья МИХИН приглашает вас в Российский этнографический музей, где хранится около трёх тысяч предметов, относящихся к культуре и быту эвенков. О миссии этнографического музея и его экспонатах он беседовал с заведующей отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея Валентиной Владимировной Горбачёвой.
Валентина Владимировна, расскажите, пожалуйста, об истории создания этнографического музея. В чём его основная миссия и менялась ли она за годы его работы?
– В следующем году Российскому этнографическому музею исполняется 120 лет. С самого первого дня работы его главной миссией является сохранение культурного наследия народов России и народов, проживающих на сопредельных территориях. В начале своей деятельности музей назывался Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III, а сам Русский музей – Художественным отделом. Здание Этнографического музея было построено в 1911 году (с отделкой внутреннего убранства – 1916) по проекту архитектора императорского двора Василия Фёдоровича Свиньина, но сам музей был основан в 1902 году, официальный день рождения музея 10 (23) января. Первый директор этнографического отдела Дмитрий Александрович Клеменц – бывший политический ссыльный и очень хороший музейщик – ездил в Германию и лично отбирал всё оборудование: в музее до сих пор сохранились шкафы, приобретённые им в Германии. Пока шло строительство здания, приобретались предметы для коллекции музея.
Предметом, который у нас числится под номером один, является шуба (парка) из шкуры оленя, приобретённая у эвенков, то есть фактически коллекция нашего музея началась с эвенков. Сейчас эта шуба хранится в меховых фондах музея. На первоначальном этапе сотрудников было немного, поэтому музей прибегал к помощи так называемых корреспондентов. Кто же мог быть корреспондентом? К примеру, администраторы, учителя на местах, местные старосты, политические ссыльные – они собирали экспонаты и пересылали их в музей. Именно таким образом фонд фактически и собирался. Сейчас в музее хранится полмиллиона экспонатов по народам России (с учётом поступлений с 1920-х до настоящего времени), в том числе шестьдесят тысяч по народам Сибири и Дальнего Востока, из них около трёх тысяч экспонатов относятся к жизни и культуре эвенков.
Каким образом приобретались предметы эвенкийской культуры и быта? Легко ли было их получить?
– Экспонаты, связанные с эвенкийской культурой, собирали специалисты, которые выезжали непосредственно в места проживания эвенков. Например, фольклорист, этнограф и сибиревед Алексей Алексеевич Макаренко приобрёл очень хорошую коллекцию в Туруханском крае: он привлекал местных жителей, которые собирали экспонаты по его рекомендациям. Именно благодаря их работе в музее имеется большой комплекс экспонатов по шаманизму и единственный в мире комплекс шаманского чума, который мы часто вывозили на выставки в Германию и Америку, где он пользовался колоссальным успехом, потому что все вещи подлинные, и каждая из них сопровождалась подробной информацией. Почему это так важно? Если предмет попадает в музей без информации, он теряет свою ценность. Макаренко, общаясь с шаманами, говорил им, что он приехал из Санкт-Петербурга (шаманы, скорее всего, не знали, где находится Петербург) и выполняет особое задание: собирает вещи для музея, учреждённого по указу императора Николая II, по распоряжению царя, на что шаманы отвечали: «Ну, раз белому царю нужно, то тогда ладно». Примечательно, что шаман снимал часть подвесок, чтобы перенести их на другой, новый шаманский костюм.
У нас в музее представлены шаманская одежда и даже предметы с шаманских погребений, которые можно было получить только с разрешения местных жителей, потому что считается, что брать их без особого разрешения опасно. Большой интерес вызывает религиозный синкретизм (соединение разнородных вероучительных и культовых положений – прим.авт.) шаманизма и православия: эвенки были православными христианами и часто были проводниками у служилых людей. В коллекции нашего музея есть подвески, изображающие Христа и Святителя Николая. Эвенки обращались к ним, как к божествам, наряду с духами-помощниками и божествами Верхнего мира в делах лечения больных, проблемах с промыслом и по другим вопросам. Но когда шаман начинал общаться с духами, он снимал свой нательный крест.
< . . . >
Уважаемые посетители сайта. Подробнее об экспонатах музея и жизни шаманов, а также другие материалы вы можете прочитать только в газете «Северная правда», № 35 от 1 сентября 2021 г. Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.
Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) — 650 руб.
Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь.
Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.