Чингис Сапкеев: Сохранять традиции и не бояться нового

– Танец – это что-то бесподобное. Это когда душа поёт и танцует сразу же. Если бы каждый человек умел танцевать, душа его была бы мягче, а сам он гораздо веселее и оптимистичнее смотрел бы на мир.

– Я вижу, как загораются глаза у ребят, когда они приходят на репетиции и начинают танцевать. Им хочется мощнее, сильнее постигать мастерство. В общем, они испытывают такое же удовольствие, какое испытываю и я, – вот так ответил на мою просьбу рассказать про искусство народного танца хореограф Чингис Сапкеев. – Танцовщики – люди удивительные, готовые часами оттачивать то или иное па, способные месяцами работать до кровавых мозолей ради трёхминутного выступления. Но ведь танец – это не просто набор движений, это целое повествование, которое надо придумать, создать и суметь воплотить в жизнь. И вот это уже задача не просто танцовщика, а хореографа, который, словно ребёнка, вынашивает в себе и рождает на свет истинное чудо – танец.

Чингис Дондокович Сапкеев – танцовщик и хореограф, как говорится, от Бога. Вся его жизнь с самого детства неразрывно связана с танцем. Оно и неудивительно, первые уроки он получил ещё в раннем детстве от собственной мамы – Марии Норчиковны, дипломированной артистки балета, участницы труппы Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра. Ежедневные репетиции и экзерсисы у станка, таинственный мир театрального закулисья – неудивительно, что уже в старших классах школы Чингис твёрдо знал, каков будет его жизненный путь – только хореография.

Я смотрю на Чингиса Дондоковича и удивляюсь. В обычной жизни трудно представить, что этот человек не просто талантливый хореограф, но и сам великолепный танцовщик. Невысокий, коренастый, даже как будто чуть неуклюжий… Но стоит ему оказаться на сцене, он словно преображается. Грация. Пластика. Кажется, ему подвластно любое танцевальное направление: хоть традиционный народный танец, хоть брейк или хип-хоп. Кстати, именно народное направление в танце особо любимо Чингисом Дондоковичем. Недаром он много лет руководил эвенкийским ансамблем песни и танца «Осикта», существующим уже 46 лет в селе Багдарин Баунтовского района Республики Бурятии. Именно работа с этим ансамб­лем ещё в 1996 году вызвала у него первый интерес к самобытности и уникальности эвенкийской культуры. В дальнейшем этот интерес только возрастал, а сегодня Чингис Дондокович с успехом разработал и применяет собственную методику северного экзерсиса с использованием эвенкийской пластики в постановке танцев.

– Вы поймите: эвенкийская культура – она уникальна. Её надо сохранять и даже культивировать. Что уж говорить, сегодня активно идёт ассимиляция народа, многие традиции уходят, а ведь танец – это не просто движения, это и обращение к предкам, и тайное знание. Вспомните, как раньше танцевали шаманы во время камлания – это же прямо песня без слов. А сегодня что? Вот выходят танцоры на сцену с якобы эвенкийским танцем, а движения-то чукотские или карякские, это же совершенно иной рисунок, пластика, – огорчённо вздыхает Чингис Дондокович.

Вообще, приобщение к хореографической культуре именно с раннего возраста заветная мечта Чингиса. 

– Желательно, чтобы и в детских садах, и в школах с самого начала преподавали уроки ритмики. Потому что уходит время, и потом детям сложней становится изучать и понимать ритмические доли. Им сложней правильно распределять музыкальный материал, слышать народную танцевальную музыку, – эти слова он не устаёт повторять на всех мастер-классах, форумах, круглых столах.

С 2019 года Чингис Дондокович Сапкеев трудится в Каларском районе. Под его руководством эвенкийский танцевальный коллектив «Дэ-Бэй-Дэ» словно получил второе рождение. Хореографические номера коллектива пользуются лю­бовью у многих жителей района. И хочется верить, что «Дэ-Бэй-Дэ» в будущем сможет достойно представлять каларскую землю на региональном, а может быть, и на всероссийском уровне. Благо сегодня коллектив ощущает значительную поддержку со стороны власти.

– Администрация выделила для возрождения коллектива 600 тысяч рублей. Это и новые танцевальные костюмы для участников разного возраста, и новая обувь. Первая партия костюмов уже прибыла. Отшивались они в Бурятии, в «ЦДО эвенкийских ремёсел». Там выдерживаются все каноны и орнаменты эвенкийской культуры. Кроме того, закуплены и доставлены бубны, а в марте будут готовы уникальные эвенкийские музыкальные инструменты: шумовые, гудящие, свистящие. Будет изготовлен и конковур – ударный инструмент, который воспроизводит звуки тайги, – надеется Чингис Сапкеев.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять