Об учителе и настоящем человеке

Дмитрий Степанович Мельник прибыл в Куандинскую школу, в которой я был директором, в 1989 году с Украины. С этого времени он стал для меня не только учителем истории и коллегой, но и другом, соратником во всех школьных делах и преобразованиях.

Немного времени ему потребовалось, чтобы показать при своей прирождённой скромности неуёмную свою натуру, удивительную энергию и трудоспособность, без которых, кстати, была бы невозможна его адаптация к новой для него языковой среде (приехал Дмитрий Степанович с женой с Украины, и говорили они, в основном, на украинском). По его признанию, ему любой учебный материал перед началом работы нужно было осмысливать и переосмысливать дважды – на украинском и русском языках. В те времена – непростые, а для кого-то и тяжёлые – происходила активная ломка социально-экономических условий, традиционного образа жизни и взаимоотношений в обществе. Железная дорога избавлялась от социалки. И наша железнодорожная школа №46 в 1999 году была передана в муниципалитет, став школой №4. В 2001 году, после закрытия пришкольного интерната в с. Чара и передачи нам всех детей из него, она получила статус школы-интерната. Здесь стали проживать, обучаться, воспитываться и готовиться к будущей самостоятельной жизни практически все дети школьного возраста коренного населения района. Их численность тогда достигала 110 человек. Безусловно, это потребовало от педагогического коллектива особого напряжения и необходимости изменения образовательной политики школы и содержания её работы. Нужно было учитывать, что наиболее уязвлёнными в это время оказались коренные жители района и их дети. Кроме этого фактора школа должна была учитывать и то, что основным её контингентом были дети жителей села и станции Куанда. Необходимо было так построить образовательную политику школы-интерната, чтобы она удовлетворяла запросы этого нового и многообразного социума. И надо отметить, что в значительной степени это удалось сделать. Сейчас, по истечении достаточно большого количества времени, можно сказать, что значительную роль в этом сыграл Дмитрий Степанович. И как неравнодушный человек, и как руководитель одного из самых сложных направлений работы коллектива – работы с воспитанниками интерната, создания условий для проживания детей, организации воспитательной и учебной работы с ними. И, в целом, заботы об их будущем.

С этой целью педагогическим коллективом разрабатывались и реализовывались две программы развития школы. Концептуальной основой программ была идея о развитии детей в гармонии с обществом, природой и собой. Безусловно, эти программы требовали финансирования, но оно в те годы осуществлялось по принципу выживания. Постоянно существовала проблема – как накормить детей. Создание и развитие учебно-производственной базы школы-интерната, различных направлений трудовой и профессиональной подготовки детей определялось не только задачами трудового воспитания и формированием основ для их успешной социализации и адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в обществе, но и для получения продукции для столовой.

Надо сказать, что в отдельные годы на учебно-производственной базе школы-интерната производилось до 8 тонн картофеля и до 10 тонн свинины. Давало свою продукцию и небольшое стадо симментальских коров и птица, содержащиеся в хозяйстве.

Учитывая отсутствие в районе каких-либо форм профессионального образования и материальных возможностей у большинства родителей, особенно представителей коренного населения, для такого образования детей в других регионах, в школе-интернате были созданы условия не только по формированию общетрудовых навыков, но и по начальному профессиональному образованию и предпрофессиональной подготовке. Дети имели возможность получить профессию или навыки по таким дисциплинам, как водитель, тракторист-машинист, газоэлектросварщик, кондитер, делопроизводитель, основы оленеводства и агроэтнотуризма, каюр-проводник. И в этой работе ведущая роль принадлежала Дмитрию Степановичу, который, многократно будучи депутатом районного собрания, пользовался авторитетом и значительной поддержкой как собрания, так и районной администрации, что позволяло ему в условиях дефицитного финансирования находить другие источники и решать проблемы улучшения условий содержания детей, их воспитания и обучения, поддержания штатного расписания школы-интерната и развития её материально-технической базы.

Достаточно сказать, что до 2010 года со своими программами и проектами школа-интернат дважды по решениям Совета по опытно-экспериментальной работе Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края получала статус краевой экспериментальной площадки. В 2007 году, участвуя в конкурсе лучших школ России на грант президента, наша школа получила этот грант, как и другие три тысячи школ, признанных лучшими.

В 2007 году, посетив школу-интернат, бывший министр образования края Карасев К.И., оценивая наше учреждение и работу коллектива, сказал: «Вас, ребята, не стыдно показать любой, даже иностранной, делегации».

Дмитрий Степанович не только неравнодушный человек, но и романтик, музыкант с поэтическим даром, автор одного из первых гимнов школы, отражающий в своём содержании его личное отношение к Куанде и к школе:

И в Куанде мы, как в столице.
Я горжусь, повторяя слова:
«Я куандинская ученица!»,
«Ученик куандинский я!»

Сейчас Дмитрий Степанович на пенсии и, к сожалению, пошатнувшееся здоровье не позволяет ему вести активную жизнь. Поэтому хочу пожелать вместе со всеми, кто хорошо знает его, скорейшего выздоровления и возвращения к своему активному образу жизни.

Виктор Гурулев,
село Куанда

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять