В Каларском музее прошла выставка «Интернациональный БАМ»

В конце июля в Каларском историко-краеведческом музее начала работу временная выставка «Интернацио­нальный БАМ».

Выставка "Интернациональный БАМ" в Каларском музее

Строительство Байкало-Амурской магистрали не зря называют стройкой всех времён и народов. Сама стройка началась осенью 1972 года, когда 14 сентября было уложено первое звено от нулевого километра на линии Бамовская – Тында – Беркакит. Однако по-настоящему стройка БАМа развернулась в 1974 году, когда на 17-м съезде комсомола БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первый «Всесоюзный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ» был создан 26 апреля 1974 года. На западный участок будущей магистрали направили первый комсомольский десант добровольцев в количестве 600 человек. Комсомольцы были разделены на две группы, первые 300 человек прибыли на западный участок БАМа в районе ст. Лена, вторые – на центральный, в Тынду. Л.И. Брежнев объявил БАМ важнейшей стройкой IX пятилетки, а два года спустя, 8 октября 1976 года, была учреж­дена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Байкало-Амурская магистраль по значимости стоит в одном ряду с такими крупнейшими стройками СССР, как ДнепроГЭС, Братская ГЭС, Беломорканал и др. Огромное влияние она оказала на развитие геологии, инженерии и машиностроения, ведь освоение будущих районов прокладки путей проходило в крайне сложных климатических условиях, требовалось изучить особенности почвы, флору и фау­ну региона. На строительство магистрали ехали со всего Советского Союза. В музейной выставке «Интернациональный БАМ» как нельзя лучше отражён национальный колорит тех союзных республик, которые её строили. Здесь представлены фотографии, документы, предметы быта и инструменты транспортных строителей и железнодорожников, предметы быта советского периода, а также национальные костюмы тех союзных республик, которые строили Читинский участок БАМа.

Примечательно, что каждая союзная республика строила на БАМе посёлки и города с характерным присутствием национальных особенностей. ССМП «УзБАМстрой», «ГрузБАМстрой», «КазахБАМстрой» – именно эти строительные подразделения возвели существующие сегодня посёлки нашего района – Куанду, Икабью, Новую Чару.

Национальный колорит до сегодняшнего дня чётко угадывается во внешнем облике жилых домов, вокзалов, административных зданий. Яркий тому пример – железнодорожный вокзал п. Новая Чара, возвели который строители ССМП «КазахБАМстрой». Макет его также представлен на выставке. Здание отличает очень оригинальное и смелое архитектурное решение (архитектор Рыков Е.Л.). В композиционном смысле, безусловно, этот вокзал самый интересный и необычный на БАМе. Он состоит из двух объёмов: продольного и поперечного. Продольный расположен вдоль путей и, в общем-то, совершенно прост: двухэтажный параллелепипед с двускатной крышей. Зато поперечный впечатляет – опираясь на два боковых прямоугольных корпуса, взлетает вверх динамичная крыша, контур которой напоминает одновременно и абрис (очертания) эвенкийского чума, и казахского мужского головного убора (мурак). Во внутреннем оформлении здания до сих пор сохранились деревянные панно, на которых изображены традиционные казахские мотивы, повествующие о быте казахского народа.

В облике п. Икабья архитектура станционных и жилых домов ассоциируется с национальным зодчеством Грузии: в ней использованы тёмный туф, светлый мрамор, металлическая чеканка. Визитной карточкой посёлка были изысканные козырьки над входами в дома с рисунками на тему гор Грузии.

Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМстрой» из Узбекской ССР. Когда первые его строители в 1982 году прибыли к месту работ, тындинская газета «Авангард» выпустила статью с заголовком «Салам, товарищ БАМ!». Деревянные панно с орнаментом в национальном узбекском стиле до сих пор сохранились на многих домах ст. Куанда.

В период стройки БАМа плечом к плечу в одной бригаде работали узбеки и эвенки, татары и русские, белорусы и украинцы, грузины и литовцы. Стройка была действительно интернациональной и всенародной, а экспонаты музея – яркое тому подтверждение.

Работа выставки продлилась относительно недолго, так как с 12 августа музей закрылся на ремонт. Но даже за эти три недели с выставкой смогли познакомиться многие жители и гости нашего района.

Фото из архива Каларского историко-краеведческого музея

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять