Сверхоружие японских милитаристов

В 2004 году наша российская делегация фронтовиков, впервые после войны СССР с Японией, побывала в провинции Хулун-Буир, Маньч­журия. На места боёв с японской Квантунской армией приехали забайкальцы – участники штурма японской подземной Хайларской крепости, и журналисты. Я была в их числе.

В подземной крепости (мы отважились спуститься в её нутро) – как в склепе. Воздух сырой и затхлый. Сверху давит двухсотметровая толща гранита. Скальные породы сжимают со всех сторон. А стены сочатся влагой… словно оплакивают погибших здесь, при штурме секретной военной цитадели японцев, наших бойцов. Тут полегло 1238 человек. Все они были из Читинской области и Бурятии. Многим из красноармейцев исполнилось тогда от силы семнадцать-девятнадцать лет. Пожить не успели.

Разговоры смолкают. Некоторые из стариков украдкой принимают нитроглицерин. И, словно извиняясь за слабость, шепчут: 

– Будто вдругорядь своих боевых дружков теряем. Легко ли?

Поднявшись на поверхность горы, просят меня сфотографировать их у памятника нашим миномётчикам. 18 августа сорок пятого года они, участники штурма Хайларской крепости, собрали гранитные осколки, оставшиеся после артобстрела «катюшами» сопки Ао-Бао, это под ней, как кроты, зарылись самураи. Из скальных обломков сложили холм – получился свой «обо».

Лица у моих попутчиков светлеют: 

– Мы, пехота, своими штыками не в силах были пропороть семиметровые природные скальные стены сопки, за которыми укрылись японские воины-смертники. И артиллеристы тратили снаряды впустую – они лишь рикошетили от горы. Казалось, все тут ляжем… Наши братки-миномётчики на десятый день штурма подоспели на подмогу, раздолбили каменный орешек японцев. Самураи мигом свои норы в горе покинули, пардону запросили – не хотелось на себе своё сверхоружие, чумные микробы, испробовать…

Слышу об этом впервые. Прошу объяснить.

– Японские военные бактериологи, вишь ли, нашу армию болезнями уморить мечтали. Специальные фабрики смерти вокруг этой крепости разместили, на них чумные вирусы производили. Мол, потравят ими красноармейцев. А после самураи победным маршем по трупам противника до Читы и Омска доберутся. Но… накося выкуси! Обломилось, не вышло по-ихнему.

Перелистаем календарь в обратную сторону…

В 1942 году основные военные силы Японии были задействованы на Южном фронте. Маньчжурии в то время не придавалось особого стратегического значения. Но генералитет Квантунской армии, господствующей в Маньчжурии, был недоволен сложившейся ситуацией и решил подчеркнуть мощь своей армии, показать её скрытый потенциал. Своё сверхоружие. По запросу Квантунской армии в Харбин 11 августа прибыла группа японских журналистов. Генералы с их помощью намеревались показать, что Маньчжурия является важнейшим опорным пунктом для ведения боевых действий на севере.

Экспозиция внутри бывшей Хайларской крепости

Это отрывок из беседы журналистов в августе 1942 г. с полковником Асаоки, заместителем начальника спецслужбы в Харбине: «Квантунская армия имеет реальную гарантию того, что война против СССР закончится успешно. Мы давно занимаемся разработкой нового оружия с целью применения его в военных действиях против СССР, и вот в последнее время наконец производство его налажено и в количественном отношении. <…>. Теперь остаётся только совершенствовать качество, но это вопрос времени».

Шурф в горе — служил для поступления воздуха внутрь крепости
Штаб 80-й бригады японской Квантунской армии

В доказательство своих слов полковник Асаоки продемонстрировал журналистам документальную киноплёнку с кадрами применения особо опасных вирусов в Центральном Китае. На киноплёнке было запечатлено, как чумные блохи распылялись в воздухе с самолёта над жилыми строениями.

Демонстрация возможностей секретного сверхоружия, похоже, произвела должный эффект на представителей Ставки.

…Японские милитаристские круги в 1945 году спешно форсировали работы по производству своего собственного сверхоружия, способного в считанные дни и даже часы выкосить если не всю армию противника, то половину бойцов точно, – это особо опасные инфекции, против которых в сороковых годах прошлого века не было действенного лекарства. Особая ставка делалась на бубонную чуму. Главнокомандующий японской Квантунской армией генерал Ямада и свидетель Морито в своих показаниях на токийском и хабаровском судебных процессах показали, что производство смертоносных бактерий к августу сорок пятого года было запущено на полную мощность. Только в отряде № 543, расположенном в Хайларе, одновременно содержалось около 13 тысяч крыс, предназначенных для разведения чумных блох… Всё было готово к применению – ждали только сигнала…

Фото автора

< . . . >

Уважаемые посетители сайта. Полную версию статьи о штурме Хайларской крепости, о героической работе медперсонала с инфекционными болезнями  в армии и жёсткой борьбе с начавшейся эпидемией чумы в Ванемяо вы можете прочитать только в газете «Северная правда», №17-18, 2020 г. (стр. 8-9). Газета доступна как в бумажной версии, так и в формате pdf.

Стоимость подписки на полгода (26 номеров, начиная с текущего номера или указанного вами) — 650 руб.
Обо всех условиях можно узнать, обратившись по адресам или телефонам, указанным здесь.
Доступна оплата перечислением на банковские реквизиты редакции либо по номеру телефона, привязанного к корпоративной карте.

В № 17-18 от 6 мая 2020 г. опубликована ТВ-программа, а также эксклюзивные авторские материалы:

(по ссылкам доступно ознакомительное чтение)

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять