«На всю оставшуюся жизнь…»

Великая Отечественная война – разве можно её забыть? Но говоря о ней, мы порой не то чтобы забываем, но несколько преуменьшаем роль тех, кто в эти страшные годы жил и работал в тылу. А ведь им порой приходилось едва ли не тяжелее, чем фронтовикам. Их врагами были не только фашисты, но и голод, холод, непосильная работа с малых лет. И в отличие от фронтовиков, долгие годы потом их заслуги не были отмечены. Считалось: ну, раз в родном доме был, чего тебе страдать-то? Особенно это касалось детей и подростков, на плечи которых в военные годы легли все тяготы взрослого труда.

Виктор Петрович Корольчук родился в 1932 году в селе Большая Уря, что в Красноярском крае. Семья была большая, восьмерых ребятишек растили родители – Пётр и Дарья. Отец, мать да старшие трудились в колхозе, вообще семья была крепкая, обстоятельная. Когда началась война, Корольчуки отправили четырёх старшеньких на фронт, а вскоре их дом посетила страшная весть – похоронка на одного из сыновей. От такой новости отец Пётр Васильевич, давно мающийся сердечным недугом, слёг, а вскоре и умер. И осталась Дарья Григорьевна одна поднимать младших. Доярка на колхозной ферме, она сутками пропадала на работе, а Виктор, как старший из оставшихся ребятишек, пошёл в колхоз. Только представьте, мальчишка, которому десять лет от роду, работал в поле боронильщиком наравне со взрослыми. А заканчивалась посевная, отправлялся на сенокос или возницей подводы, копны возить. И ведь ни ему, ни тысячам других мальчишек и девчонок по всей стране никто не делал никакого снисхождения ни на возраст, ни на здоровье – война!

Как жили в те годы… Не жили – бедовали, ни одеться, ни обуться, поесть нечего было. Как вспоминает Виктор Петрович: «Ну а что, кого тогда спрашивали?! В колхозе хоть баландой какой-никакой кормили, дома и того порой не было. Бывало, придёшь домой с поля, кипяточку пошвыр­каешь и на печку спать, чтоб голода не чувствовать. Ну а весна-лето – тут раздолье, тут отъедались. Лебеда, крапива, щавель – супец получался, казалось, котелок вылижешь. Да и сознательность была, братовья на фронте, мать на ферме надрывается, как не помочь?! «Всё для фронта, всё для победы». Для нас это не лозунг, это жизнь была».

Весть о победе застала Виктора с бригадой в поле. Точнее, вечером, когда они вернулись в деревню и удивились, что за шум-гам? Поначалу даже и не верилось – неужели дождались? Потом усталость сморила, утром ведь пахоту никто не отменял, а деревня гуляла… Впрочем, горьким был тот праздник, ликование пополам со слезами. Поначалу всем гуртом накрывали столы, несли всю нехитрую снедь, а потом едва ли не в каждом дворе за закрытыми дверями проливались горючие женские слёзы об убитых, пропавших без вести мужьях, братьях, сыновьях, отцах.

Потом были послевоенные годы, которые тоже не баловали достатком и сытостью. Сейчас кажется дикостью, а тогда в колхозе работали за трудодни, за «палочки». И вот на эти «палочки», по итогам работы, выдавалось энное количество муки, зерна, масла – живых денег колхозники в глаза не видели, да ещё и налоги умудрялись платить за домашнюю скотину, даже за плодовые деревья в собственном огороде. И уехать было нельзя, паспортов у колхозников не было, получали их только при наличии специальной справки из сельсовета, а получить её было ох как не просто. Неудивительно, что до самого призыва в армию Виктор продолжал работать в колхозе. В 1951-м его призвали. Служить довелось в далекой Белоруссии, в погранвойсках. Там же освоил первые навыки связиста.

После службы в армии Виктор вернулся в родной уже не колхоз, а совхоз, и вновь началась размеренная жизнь. Поле, дом, хозяйство. Впрочем, не забывал бравый парень и про личную жизнь. На танцах в местном клубе увидал красавицу-дюймовочку Валентину и сразу понял: «Моя будет». А вот Валентина поначалу нежных чувств не испытала. Младше Виктора на шесть лет, она до того вечера и не знала его. «Я тогда домой пришла и отцу-то говорю – у Корольчуков какой-то парень новый появился, страшной, лупатый», – с улыбкой рассказывает Валентина Георгиевна. Как бы там ни было, упорством, лаской или ещё чем завоевал Виктор Валентину, и в 1956 году в Большой Уре шумела громкая деревенская свадьба.

Поначалу молодые жили в родительском доме Корольчуков, затем перебрались в собственное гнездо. Виктор в 1963 году из совхоза перешёл работать электромонтёром на телефонную станцию (вот где пригодились навыки, полученные в армии), а вскоре и Валентина устроилась туда же дежурной. Так вот сорок лет и отработали на одном месте, а всего трудового стажа у Виктора Петровича – 53 года! Деревенская жизнь, она лентяйничать не даст. С первыми лучами солнца надо встать, успеть скотину покормить, подоить, в стадо выгнать. Потом на работу бежать, а дома между тем ещё сын и дочка дожидаются. А дрова, а вода, а сенокосы? Ничего, всё чета Корольчуков успевала, ещё и в клуб бегали. Виктор Петрович и сегодня поёт – заслушаться можно, а в те годы и вовсе первым певуном на деревне был. Так вот и жили просто, душевно. Дети выросли, упорхнули из родного дома на далекий БАМ, и теперь уже каждый год внуки радовали бабушку и дедушку своими проказами. Конечно, годы да последствия тяжкого детского труда брали своё. Всё трудней становилось вести хозяйство, да и здоровье начало подводить. Аукнулась Виктору Петровичу работа в поле в войну, начало пропадать зрение, опухать суставы. Поэтому, когда в 2010 году дочь и сын решили перевезти родителей поближе к себе, в Новую Чару, чтобы помогать и приглядывать, Виктор Петрович и Валентина Георгиевна не сильно сопротивлялись. Хотя уезжать из родного села, где прожили буквально всю жизнь, было нелегко. «Первые года два как приехали, я как поезд увижу в нашу сторону едет, так слёзы градом – так домой душа рвалась, – говорит Валентина Георгиевна. – Потом ничего, пообвыклись. Да и детки тут рядом, внуки. Не забывают, каждый день заглядывают. Мы уж с дедом порой шумим: чего вы время тратите, у вас же своих дел немерено?!»

Так вот тихо и незаметно уже десять лет живёт в нашем посёлке труженик тыла Виктор Петрович Корольчук. Его практически нельзя увидеть на торжественных мероприятиях, он не любит говорить о своей жизни. «Чего рассказывать, подумаешь, какой подвиг, все тогда так жили»,  – говорит он как будто с недо­умением. Но ведь это неправда, его жизнь – это настоящий подвиг. Подвиг утерянного детства, когда мальчишка месяцами жил в поле, выполняя тяжелейшую работу. Подвиг простого сельского труженика, который больше пятидесяти лет каждый божий день работал от зари до зари. 23 февраля, в День защитника Отечества, Виктору Петровичу Корольчуку была вручена юбилейная медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Для него эта медаль уже четвёртая, но от этого не менее дорогая. Ведь каждая такая награда – это ещё одно негласное подтверждение того, что всё в своей жизни он делал правильно и прожил её не зря.

Фото автора

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Каларский район: день за днём
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов или покиньте сайт. Чтобы ознакомиться с нашей Политикой конфиденциальности, нажмите кнопку "Подробнее...". Чтобы принять условия, нажмите кнопку "Принять".
Принять